Управление Росреестра по Тверской области

Росреестр

О Росреестре

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».

 

Контакты для СМИ
Макарова Елена Сергеевна
помощник руководителя
Управления Росреестра по Тверской области
+7 909 268 33 77, (4822) 34 62 24
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.rosreestr.ru
170100, Тверь, Свободный пер., д. 2

26 мая 2016 годаКоличество заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных в комиссию при Управлении Росреестра по Тверской области в 1 квартале 2016 года выросло в 4,5 раза по сравнению с тем же периодом 2015 года. Значительный рост поступивших заявлений свидетельствует о несовершенстве действующей системы кадастровой оценки и о её возрастающем социальном значении.

Всего в комиссию в 1 квартале 2016 года поступило 82 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 621 объекта недвижимости (в основном земельные участки – более 94 % объектов). При этом физические лица стали оспаривать кадастровую стоимость значительно чаще – в 3 раза по сравнению с 1 кварталом 2015 года. Активизировались в данном направлении и органы государственной власти: в 1 квартале прошлого года от них заявления не поступали, в 1 квартале 2016 года поступило 4 заявления.

По результатам работы комиссии в 1 квартале 2016 года решения о пересмотре кадастровой стоимости и об установлении её в размере рыночной приняты в отношении 73%от общего числа заявлений (в 2,5 раза больше по сравнению 1 кварталом 2015 года). Суммарная величина кадастровой стоимости объектов недвижимости после оспаривания в комиссии снизилась на 54,6 % (примерно на 1,6 млрд. рублей).

Рост числа принятых комиссией положительных решений свидетельствует, в первую очередь, о повышении качества подготовки отчётов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости. В предыдущие периоды такие отчёты содержали большое количество недочётов, связанных, прежде всего, с несоблюдением оценщиками требований Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости, определенная при государственной кадастровой оценке, на сегодняшний день приобрела статус обязательной базовой величины при исчислении налога на имущество физических лиц, определении арендной платы государственных и муниципальных земель и т.д.

Кадастровую стоимость объектов недвижимости определяют независимые оценщики, а утверждают региональные и местные органы власти. Росреестр не проводит кадастровую оценку объектов недвижимости, но помогает гражданам скорректировать её, если на то есть законные основания.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «В последнее время качество определения кадастровой стоимости всё чаще вызывает нарекания у граждан и бизнеса. Причина кроется в отсутствии единой методики проведения кадастровой оценки, а квалификация независимых оценщиков нередко подвергается сомнению. Вот почему сейчас рассматривается проект закона о передаче функций кадастровой оценки государственным бюджетным учреждениям. Данный законопроект повысит контроль за результатами кадастровой оценки и позволит избежать излишней коммерциализации этих работ. В конечном итоге он направлен на защиту интересов правообладателей - оспаривание кадастровой стоимости должно быть исключительным случаем вопреки существующим реалиям.»


Пресс-служба Управления Росреестра по Тверской области

Контактное лицо: Макарова Елена Сергеевна,

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

тел. +7 909 268 33 77, (4822) 34 62 24

17 июня 2016 г. филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области проводит семинар на тему «Особенности осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости с учетом о последних изменений норм действующего законодательства в сфере государственного кадастрового учета».

Место проведения семинара: г. Тверь, пер. Свободный, д. 2 (здание Управления Росреестра по Тверской области), конференц-зал.

Регистрация участников: 9:00 - 10:00.

Продолжительность семинара: 10:00 – 17:00.

Приглашаем кадастровых инженеров и заинтересованных лиц принять участие в семинаре.

Программа семинара:

10:00-10:05 Вступительное слово руководителя Управления Росреестра по Тверской области Н.Н. Фролова  
 
 
10:05-10:10 Вступительное слово директора филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области А.П. Кузнецова  
 
 
10:10-11.10 Обзор изменений, внесенных в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом №452-ФЗ (докладчик – представитель Центрального аппарата ФГБУ «ФКП Росреестра)  
 
 
 
 
 
11:10-12.10 Изменения в порядке осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости с 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ (докладчик – представитель Центрального аппарата ФГБУ «ФКП Росреестра)  
 
 
 
12:10-12.40 ПЕРЕРЫВ  
 
 
 
12:40-12:50 Электронный сервис Росреестра «Личный кабинет кадастрового инженера» (докладчик – начальник отдела информационных технологий Филиала С. Р. Анисимов)  
 
 
 
12:50-13:10 Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, использование сведений Федерального информационного ресурса для выполнения кадастровых работ (докладчик – начальник отдела подготовки сведений №2 Филиала Е. В. Андреева)  
 
 
13.10-13:30 Практика осуществления Филиалом государственного кадастрового учета земельных участков с учетом норм действующего законодательства:«Порядок согласования границ земельных участков при ихуточнении» (докладчик – начальник отдела кадастрового учета №3 Филиала Г. Е. Жижина)  
 
 
 
 
 
13:30-13:50 Актуальные вопросы кадастровой оценки объектов недвижимости и определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при ведении государственного кадастра недвижимости. Порядок и способы оспаривания результатов определения кадастровойстоимости объектов недвижимости (докладчик – начальник отдела кадастровой оценки Филиала Е. В. Карбушева)  
 
 
 
 
13:50-14:00 Веб-приложение «Публичная кадастровая карта» версия 5.0 - особенности использования (докладчик – начальник отдела информационных технологий Филиала С. Р. Анисимов)  
 
 
 
 
 
14:00-15:00 ОБЕД  
 
 
 
15:00-15:20 Особенности осуществления кадастрового учета объектов недвижимости, расположенных в кадастровом округе «Общероссийский» (докладчик – заместитель начальника отдела кадастрового учета № 2 Филиала Ж.А. Бемова)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
15:20-15:40 Рекомендации по подготовке документов для внесения в ГКН сведений о границах объектах землеустройства и зон с особыми условиями использования (докладчик – начальник отдела отдел инфраструктуры пространственных данных Филиала С. В. Варенцов)  
 
 
 
 
 
15.40-15.55 Исправление кадастровых ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости в досудебном порядке (докладчик – заместитель начальника юридического отдела И.А. Ширина)  
15.55-17.00 Обсуждение тем докладов в формате «ВОПРОС – ОТВЕТ»  
 
 
 

Стоимость участия в семинаре – 4100 рублей за 1 участника (в соответствии с приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» №П/374 от 25.11.2014г.)

Заявки на участие в семинаре принимаются по электронной почте: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

По всем возникающим вопросам о порядке проведения консультационного семинара на платной основе обращаться в отдел контроля и анализа деятельности ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области по телефону: 8 (4822) 44-90-32, контактное лицо: Иванова Александра Дмитриевна, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В программе семинара возможны изменения!

В филиал Кадастровой палаты по Тверской области (Филиал) продолжают поступать письменные и устные обращения от собственников недвижимого имущества по вопросу пересмотра кадастровой стоимости. И всё это несмотря на то, что его рассмотрение не входит в полномочия Филиала. Таким образом, с начала 2016 года 27 человек уже были перенаправлены специалистами органа кадастрового учета в специальную комиссию при Управлении Росреестра по Тверской области для пересмотра стоимости. За период 2015 года было зафиксировано 138 подобных обращений.

 

Как показала практика, в Филиал по данному вопросу обращаются те правообладатели объектов капитального строительства и земельных участков, которым неизвестно о том, что орган, выдавший сведения о кадастровой стоимости, не обладает полномочиями по пересмотру величины кадастровой стоимости объектов недвижимости.

 

В связи с этим, Тверская Кадастровая палата напоминает всем собственникам, планирующим в ближайшее время подать заявление на пересмотр кадастровой стоимости своих объектов недвижимости, что по данному вопросу следует обращаться непосредственно в комиссию, созданную при Управлении Росреестра по Тверской области, которая располагается по адресу: г. Тверь, ул. Горького, дом 27, либо в  суд. При этом стоит отметить, что физические лица могут обратиться в суд, минуя комиссию, а  для правообладателей - юридических лиц действующим законодательством предусмотрено «досудебное разбирательство», то есть предварительное обращение в комиссию.

 

Дополнительно сообщаем, что  получить справку о кадастровой стоимости по-прежнему можно в территориальных отделах Кадастровой палаты, а также в офисах Многофункционального центра, либо на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги».

ПЕРЕСМОТР КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ – КОМПЕТЕНЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМИССИИ ИЛИ СУДА

Региональное Управление Росреестра напоминает о сокращенных сроках оформления документов на недвижимое имущество для отдельной категории лиц.

В соответствии с внутренним приказом Управления Росреестра по Тверской области государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним для ветеранов войны и граждан старше 80 лет осуществляется в течение пяти рабочих дней. Заявители, относящиеся к данной категории, а также лица, действующие от них по доверенности, могут оформить документы на землю, квартиры, дома и гаражи в течение указанного времени. Для остальных категорий граждан срок регистрации прав на недвижимое имущество составляет 10 рабочих дней.

 

Пресс-служба Управления Росреестра по Тверской области

Контактное лицо: Макарова Елена Сергеевна,

69_press_rosreestr@mail.ru

тел. +7 909 268 33 77, (4822) 34 62 24

Каждый владелец земельного участка рано или поздно задумывается о том, чтобы сделать межевания, то есть зафиксировать границы своего участка в кадастровом паспорте. Однако в процессе проведения кадастровых работ, зачастую выясняется, что сосед эти границы уже провел и эти данные внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом никто этот вопрос согласовывать не приходил, хотя по закону кадастровый инженер должен известить заранее всех заинтересованных владельцев земли.

В итоге может возникнуть спор по границам. И в суде выяснится, что кадастровый инженер поставил в известность такого собственника о предстоящем согласовании через средства массовой информации.

Такой способ оповещения используется кадастровыми инженерами, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют точные сведения о почтовом адресе правообладателя. Поэтому филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области рекомендует собственникам земельных участков сообщить свой почтовый адрес органу кадастрового учета. Это можно сделать, подав заявление как в территориальном отделе Кадастровой палаты, так в Многофункциональном центре.

В 2015 году на территории Тверской области проводились работы по государственной кадастровой оценке лесного и водного фондов.

Заказчиком работ выступало Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, исполнителем - ООО «Консалтинг сквэа», г. Новосибирск.

При определении кадастровой стоимости объектами оценки являлись земельные участки в составе земель лесного и водного фондов, сведения о которых содержались в государственном кадастре недвижимости на дату оценки - 01 января 2015 года.

В соответствии с государственным контрактом была определена кадастровая стоимость 38 025 земельных участков в составе земель лесного фонда и 173 земельных участков в составе земель водного фонда Тверской области.

В процессе оценки использованы данные, полученные оценщиком в ходе изучения технической и экономической документации, предоставленной заказчиком работ.

Расчет стоимости объекта оценки произведен по результатам собственного исследования рынка оценщиком, на основании информации специализированных аналитических агентств, информации агентств недвижимости, периодических, рекламных, аналитических изданий, а также данных, размещенных в сети Интернет.

В связи с отсутствием в настоящее время методических рекомендаций по кадастровой оценке земель лесного фонда, объекты оценки разделены оценщиком по группам в зависимости от их целевого назначения и функционального использования.

В результате, сформировано 4 группы земельных участков лесного фонда Тверской области, номенклатура которых представлена в таблице:

Номер группы Вид использования
1 Земельные участки для ведения лесного хозяйства (в т.ч. заготовки древесины, добычи охотничьих ресурсов, сбора и добычи прочих лесных ресурсов, для сельскохозяйственного использования).
2 Земельные участки для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и прочие земельные участки
3 Земельные участки для осуществления рекреационной деятельности
4 Земельные участки для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов

В целом по Тверской области средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда по муниципальным районам и лесничествам составил 0,88 руб./кв.м. В предыдущем туре средний удельный показатель кадастровой стоимости составлял 0,27 руб./кв.м.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда Тверской области утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.11.2015 № 9-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель лесного фонда Тверской области».

Группировка земельных участков водного фонда проводилась в соответствии с Методическими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель водного фонда, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.05.2005 № 99.

В результате анализа перечня земельных участков в составе земель водного фонда на территории Тверской области, и с учетом полученных уточняющих сведений, выделено пять оценочных групп:

Номер группы Вид использования
2

Земельные участки занятые:

ü    обособленными водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством РФ;

ü    сооружениями, предназначенными для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружениями (дамбами), ограждающими хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройствами от размывов на каналах, а также другими сооружениями, предназначенными для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов.

3

Земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые:

ü    объектами водоснабжения;

ü    объектами рыбного и охотничьего хозяйства;

ü    гидротехническими сооружениями (за исключением сооружений, предназначенных для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружений (дамб), ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размывов на каналах, а также других сооружений, предназначенных для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов);

ü    водозаборными, портовыми и иными водохозяйственными сооружениями и объектами.

4 Земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые древесно-кустарниковой или иной растительностью.
5 Земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, предоставленные садоводческим, огородническим и дачным объединениям
6 Земельные участки в составе земель водоохранных зон водных объектов, а также земель, выделяемых для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объектов, занятые объектами рекреации

Диапазон удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков составил:

по второй группе - от 1,31 руб. за кв.м. в Бологовском районе до 3,91 руб. за кв.м. в Торжокском районе;

по третьей группе - от 0,85руб. за кв.м. в Калязинском районе до 713,14 руб. за кв.м. в Конаковском районе;

по четвертой группе составил 1,21 руб. за кв.м. во всех районах;

по пятой группе от 28,80 руб. за кв.м. в Спировском районе до 180,07 руб. за кв.м. в Калязинском районе;

по шестой группе от 0,89 руб./кв.м. в Калязинском районе до 50,80 руб.кв.м. в Западнодвинском районе.

В сравнении с предыдущим туром государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель водного фонда Тверской области, утвержденной постановлением Администрации Тверской области от 15.02.2005 № 28-па «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки отдельных категорий земель Тверской области», по второй группе земельных участков водного фонда Тверской области отмечается повышение среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в 2,46 раз, что обусловлено повышением средних значений кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения.

По третьей группе участков водного фонда наблюдается понижение средневзвешенных значений удельного показателя кадастровой стоимости в 3 раза, в Селижаровском районе – повышение в 7,92 раз. Эти изменения обусловлены изменениями значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков земель промышленности и иного специального назначения в соответствующих группах. В целом по Тверской области среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков третьей группы увеличилось в 2,15 раз.

По четвертой группе в целом по Тверской области прослеживается повышение удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в 30,25 раз, что также обусловлено повышением минимальных значений кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда Тверской области утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 30.11.2015 № 10-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель водного фонда Тверской области».

Начальник отдела землеустройства,

мониторинга земель и кадастровой

оценки недвижимости Управления

Росреестра по Тверской области                                                   Е.Н. Воробьева

Внедрение сервиса будет способствовать сокращению ошибок кадастровых инженеров и уменьшению количества отказов при внесении ими сведений в государственный кадастр недвижимости, что в свою очередь повысит уровень защищенности прав собственников недвижимости. Запуск сервиса запланирован в январе 2017 года.

В Твери презентацию сервиса провел заместитель руководителя Росреестра Андрей Приданкин в ходе визита представителей Всемирного банкав Управление Росреестра по Тверской области.

Он сообщил, что настоящее время сервис проходит апробацию у фокус-группы кадастровых инженеров. В тестовом режиме в «Личном кабинете кадастрового инженера» проверено более 380 межевых планов.

С помощью сервиса будут фиксироваться все факты информационного взаимодействия кадастрового инженера с органами и кадастрового учета. Кадастровые инженеры смогут предварительно проверить межевой и технический планы, карт-планы территории и акты обследования в режиме реального времени.

Кадастровый инженер является важным связующим звеном между правообладателем и органом кадастрового учета. Он определяет местоположение границ объектов недвижимости, по итогам проведенных работ подает необходимые документы в орган кадастрового учета. Для успешного проведения учетно-регистрационной процедуры кадастровый инженер должен получить положительное решение по документам-основаниям, которые он сдает в орган кадастрового учета. Всего по итогам 2015 года филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тверской области принято 18% решений об отказе в постановке на кадастровый учет в отношении земельных участков и 10%  в отношении объектов капитального строительства.

Каждый владелец земельного участка рано или поздно задумывается о том, чтобы сделать межевания, то есть зафиксировать границы своего участка в кадастровом паспорте. Однако в процессе проведения кадастровых работ, зачастую выясняется, что сосед эти границы уже провел и эти данные внесены в государственный кадастр недвижимости. При этом никто этот вопрос согласовывать не приходил, хотя по закону кадастровый инженер должен известить заранее всех заинтересованных владельцев земли.

В итоге может возникнуть спор по границам. И в суде выяснится, что кадастровый инженер поставил в известность такого собственника о предстоящем согласовании через средства массовой информации.

Такой способ оповещения используется кадастровыми инженерами, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют точные сведения о почтовом адресе правообладателя. Поэтому филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области рекомендует собственникам земельных участков сообщить свой почтовый адрес органу кадастрового учета. Это можно сделать, подав заявление как в территориальном отделе Кадастровой палаты, так в Многофункциональном центре.

В последние годы возросли темпы межевания участков и постановки на кадастровый учет объектов капительного строительства. Вместе с тем увеличилось число кадастровых инженеров, выполняющих такие работы. Но в любой среде есть как добросовестные представители профессии, так и не очень. Поэтому немалое количество судебных разбирательств приходится на земельные споры в связи с наложениями границ земельных участков. Как же можно уберечься от недобросовестных исполнителей?

Для начала рекомендуется проверить репутацию и узнать об успехах того или иного кадастрового инженера.

Сведения о кадастровых инженерах содержатся в государственном реестре кадастровых инженеров, размещенном на официальном сайте Росреестра www.rosreestr.ru Вы также можете запросить в организации, с которой планируется заключать договор об оказании услуг, копию квалификационного аттестата кадастрового инженера или получить в Росреестре выписку из государственного реестра кадастровых инженеров в соответствии с порядком предоставления государственной услуги.

Межевание земель – процесс трудоёмкий и нередко длительный, в составе которого важная часть приходится на определение границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ.

Деятельность по определению координат точек земной поверхности относится к геодезической.

На геодезические работы при межевании земель наличие лицензии не требуется. Такие работы может выполнять кадастровый инженер или другой сотрудник организации, имеющий соответствующее образование.

Координаты поворотных точек границ земельных участков или объектов капитального строительства определяются двумя способами: камеральным (фотограмметрический, картометрический, аналитический методы) и геодезическим.

Камеральным способом, то есть без выезда на местность, в офисе с помощью ПЭВМ на основании старых карт или спутниковых снимков, а также данных, полученных из Росреестра, вычерчивают нужные земельные участки и получают их координаты. При этом можно избежать выезда на местность и сэкономить много времени. Но такой способ годится только для земель сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда, так как в определении координат таких земель допускается довольно большая погрешность.

Для определения с допустимой погрешностью координат границ земельного участка, предназначенного для жилищного строительства, приусадебного хозяйства, огородничества, а также контура сооружения необходим выезд специалиста на объект и использование высокоточных геодезических приборов, таких как тахеометр, GNSS-оборудование.

Все геодезические приборы допускаются к использованию только после поверки (совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений определённым требованиям). Поэтому при заключении договора об оказании услуг, рекомендуется запросить действующее свидетельство о поверке используемого геодезического оборудования, а затем сравнить заводской номер, указанный в свидетельстве, с номером на приборе.

Во избежание возможных конфликтных ситуаций с соседями, геодезические измерения необходимо проводить в их присутствии. Местоположение границ земельных участков должно быть обязательно согласовано   в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись кадастровые работы или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Точность геодезических измерений определяется точностью геодезической основы, то есть относительно каких геодезических пунктов будут определены координаты поворотных точек границ объекта. По действующему законодательству это могут быть пункты государственной геодезической сети или опорной межевой. В исходных данных межевого и технического плана кадастровый инженер указывает сведения не менее чем о трех использованных пунктах государственной геодезической сети. При этом следует обратить внимание на перечень документов, использованных при подготовке межевого/технического плана. Во избежание риска использования искаженныхкоординат, влекущих за собой ошибки геодезических измерений, координаты пунктов государственной геодезической сети должны быть официально получены из федерального картографо-геодезического фонда Управления Росреестра по Тверской области. Выдаются они в виде выписок, имеющих учетный номер и дату, которые и должны быть указаны в перечне документов.

Фактическая площадь вашего земельного участка может быть как больше, так и меньше, чем площадь, указанная в документах. Об этом кадастровый инженер обязан Вас уведомить. В соответствии с законом о «дачной амнистии», если уточненная при межевании площадь земельного участка превышает площадь, указанную в правоустанавливающих документах не более чем на допустимый размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, она узаконивается. Если фактическая площадь земельного участка оказывается меньше площади по документам, она также узаконивается, при этом уменьшается земельный налог.

Бывали случаи, когда земельные участки «отлетали» и оказывались в других населенных пунктах или вообще в реке. Проверить на наличие таких грубых ошибок местоположения объекта недвижимости можно на публичной кадастровой карте http://pkk5.rosreestr.ru с подключением космических снимков.

Следуя этим простым рекомендациям можно оградить себя от ненужных проблем, которые довольно часто возникают.

Начальник отдела геодезии и картографии

Управления Росреестра по Тверской области                           И.В. Бельская

На сайте Росреестра успешно работает модернизированный сервис, благодаря которому можно узнать информацию о кадастровых инженерах. Ведомство рассчитывает таким образом облегчить для потребителей выбор кадастрового инженера и содействовать повышению качества кадастровых работ.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «С помощью сервиса можно получить сведения о каждом кадастровом инженере, допущенном к работе по специальности, а в случае исключения специалиста из списка – запись, указывающую на аннулирование квалификационного аттестата».

Возможности сервиса позволяют хранить информацию о более чем 100 тыс. кадастровых инженеров, а также осуществлять поиск по заданным критериям. С его помощью можно получить сведения в электронном, а также подать запрос на предоставление сведений в бумажном виде.

Сервис модернизирован в рамках реализации мероприятия («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривающего расширение состава сведений государственного реестра кадастровых инженеров, в том числе включение в него сведений о результатах их профессиональной деятельности.

Кадастровые инженеры – специалисты, осуществляющие подготовку документов (технические и межевые планы, акты обследования и т.д.) для постановки недвижимого имущества на государственный кадастровый учет. Росреестр ведет государственный реестр кадастровых инженеров с октября 2010 года. По состоянию на апрель 2016 года в реестре содержатся сведения о 37 тыс. кадастровых инженерах, 325 их них трудятся в Тверском регионе.

Срок бесплатной приватизации жилья для граждан продлён до 1 марта 2017 года.

В соответствии с действующим законодательством срок бесплатной приватизации жилья истекал 1 марта 2016 года. Однако теперь у граждан РФ есть ещё один год, чтобы оформить все необходимые документы для приватизации квартир, в которых они проживают. Как показывает практика, жителей Верхневолжья, желающих воспользоваться своим законным правом на бесплатную приватизацию, меньше пока не становится. Так в 2015 году Управлением Росреестра по Тверской области на основании договоров приватизации зарегистрировано 11, 2 тысяч прав собственности граждан, что на 2% больше по сравнению с 2014 годом (почти 11 тысяч прав).Аналогичная ситуация прослеживается и в среднем по России, где рост зарегистрированных прав на основании договоров приватизации в 2015 году по отношению к 2014 году составил 3,7%.

Напоминаем, что воспользоваться правом бесплатной приватизации можно только один раз. Чтобы приватизировать жилое помещение, необходимо обратиться в территориальный отдел филиала ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра» по Тверской области или в территориальный отдел Тверского филиала ГАУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» по месту нахождения недвижимого имущества и предоставить следующие документы:

  • паспорт;
  • нотариальную доверенность (если оформление права собственности происходит через представителя);
  • договор передачи жилья в собственность, заключенный между муниципалитетом и гражданином;
  • квитанцию об оплате госпошлины.

Пресс-служба Управления Росреестра по Тверской области

       C 1 января 2016 года филиал     ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Тверской области приступил к предоставлению всех сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, а также копий иных документов, помещенных в дела правоустанавливающих документов.

Филиалом предоставляются сведения из ЕГРП в виде:

- выписки о правах на объект недвижимого имущества;

- выписки о переходе прав на объект недвижимого имущества;

-выписки о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости;

- выписки о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;

- справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества;

- выписки о признании правообладателя недееспособным или ограничено дееспособным.

     Прием и выдача документов на предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП и ГКН, ведется как в филиале кадастровой палаты, так и в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг.

    

Электронные государственные услуги и сервисы Росреестра позволяют оперативно и удобно получить информацию об объектах недвижимости, сведения из ГКН и ЕГРП, поставить объект на государственный кадастровый учет, а также подать заявление на государственную регистрацию прав. Электронные услуги Росреестра доступны всем заявителям на сайте Росреестра и портале государственных услуг Российской Федерации.

Для получения некоторых государственных услуг Росреестра в электронном виде необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП). ЭЦП можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре. Порядок взимания платы удостоверяющие центры определяют самостоятельно. Список сертифицированных центров можно получить на официальном сайте Росреестра.

Предоставление справочной информации по объектам недвижимости в режиме онлайн

Электронный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» позволяет получить общую информацию об объекте недвижимого имущества, его размерах, точном адресе, зарегистрированных правах на него и наличии обременений. Эти сведения будут полезны потенциальным покупателям и профессионалам рынка недвижимости в качестве информации для предварительной оценки объекта. Они не предназначены для официальной подачи документов в другие организации. С помощью данного электронного сервиса объект можно найти по кадастровому номеру, условному номеру или по адресу фактического местонахождения. Воспользоваться сервисом можно бесплатно в режиме реального времени.

Публичная кадастровая карта

Чтобы получить справочную информацию о земельном участке, его размерах, точном местоположении, в том числе на карте, а также информацию о зарегистрированных правах на него, можно воспользоваться электронным сервисом «Публичная кадастровая карта». Поиск объекта проводится по кадастровому номеру или адресу фактического местонахождения. Сведения, полученные с помощью сервиса, не могут быть переданы в другие организации в качестве официального документа. Воспользоваться сервисом можно бесплатно в режиме реального времени.

Получение сведений из ЕГРП

Чтобы получить официальные сведения из ЕГРП, включая общедоступную информацию об объектах недвижимости, сведения о зарегистрированных правах, переходах прав и другие, можно воспользоваться электронным сервисом на сайте Росреестра. Сведения предоставляются в виде выписки и могут быть представлены в другие организации в качестве официального документа.

Данный сервис позволяет перед заключением сделки проверить информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, которая содержится в ЕГРП. Такая информация не позволит заключить сделку на невыгодных для одной из сторон условиях.

В разделе ««Электронные услуги и сервисы» необходимо выбрать раздел «Получение сведений из ЕГРП». Далее уточните данные о типе запрашиваемого документа, местоположении объекта недвижимости, информацию о заявителе. После на указанный в запросе адрес электронной почты будет отправлено письмо с указанием номера заявки и кода платежа. При оформлении запроса можно выбрать один из трех способов получения сведений: «Ссылка на электронный документ», «Бумажный документ почтовым отправлением», «Бумажный документ в территориальном отделе».

Получение сведений из ЕГРП посредством запроса к информационному ресурсу

Если гражданину или организации необходимо регулярно запрашивать сведения, содержащиеся в ЕГРП, а также получать уведомления об изменении сведений по принадлежащим им объектам недвижимости, можно воспользоваться электронным сервисом «Запрос к информационному ресурсу». Он предназначен для поиска, просмотра и копирования общедоступных сведений об объектах недвижимости в объеме выписки из ЕГРП. Сервисом могут воспользоваться физические и юридические лица, арбитражные управляющие, нотариусы, органы государственной власти и местного самоуправления.

Перед началом использования сервиса необходимо получить ключ доступа, обратившись в любой из офисов Росреестра или оформив запрос на сайте ведомства.

С помощью сервиса «Запрос к информационному ресурсу» сведения об интересующих объектах недвижимости можно получить в режиме онлайн.

Получение сведений из ГКН

Чтобы получить официальные сведения об объекте недвижимости из ГКН, можно воспользоваться соответствующим электронным сервисом. Сведения электронного сервиса предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН. Заявителю будет направлен электронный документ, который может быть передан в другие организации в качестве официального документа.

Для получения нужного документа в разделе «Электронные услуги и сервисы» необходимо выбрать раздел «Получение сведений из ГКН». Далее уточните данные о типе запрашиваемого документа, местоположении объекта недвижимости, информацию о заявителе.

При оформлении запроса можно выбрать один из трех способов получения сведений: «Ссылка на электронный документ», «Бумажный документ почтовым отправлением», «Бумажный документ в территориальном отделе».

Предварительная электронная запись на прием

(электронная очередь)

Для того чтобы избежать ожидания в очереди в офисах приема, на сайте Росреестра можно предварительно записаться на прием, выбрав удобные дату и время. В разделе «Электронные услуги и сервисы» выберите закладку «Офисы и приемные. Предварительная запись на прием». Далее выберите регион и населенный пункт. В результате будут показаны офисы, обслуживающие данную территорию. Выберите вкладку «Предварительная запись на прием», укажите тип очереди, количество заявителей и объектов недвижимости, введите данные о заявителях и объектах недвижимости. После выбора нужных параметров на экране отобразится талон записи на прием с внесенными данными. Услуга предоставляется заявителю бесплатно в режиме реального времени.

Фонд данных государственной кадастровой оценки

Росреестр предоставляет гражданам и организациям возможность ознакомиться с информацией о кадастровой стоимости объектов недвижимости на сайте ведомства с помощью электронного сервиса «Фонд данных государственной кадастровой оценки» (АИС ФД ГКО). Базы данных сервиса содержат сведения о результатах проведения государственной кадастровой оценки. С их помощью можно получить информацию о том, как в ходе проведения государственной кадастровой оценки была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости. Интересующий объект можно найти по кадастровому номеру. Полученная информация дает возможность определить, были ли использованы достоверные сведения об объекте недвижимости, и принять решение о необходимости оспорить результаты оценки. О том, как оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта, также можно узнать на сайте Росреестра.

Проверка статуса запроса заявителя

На сайте Росреестра можно проверить в режиме реального времени в каком статусе находится поданная заявка/запрос на получение услуги. Для этого в разделе «Электронные услуги и сервисы - Проверка состояния запроса» необходимо ввести номер запроса. Услуга предоставляется заявителю бесплатно в режиме реального времени.

Проверка электронного документа

            Сервис позволяет сформировать печатное представление выписки, полученной в электронном виде, и проверить корректность электронной цифровой подписи, которой она подписана. Если необходимо получить печатное представление выписки, достаточно загрузить xml-файл и нажать на кнопку «Проверить», затем выбрать функцию «Показать файл». Если необходимо проверить корректность электронной цифровой подписи, необходимо прикрепить файл формата xml, полученный вместе с ним файл формата sig и нажать на кнопку «Проверить».

Подать заявление на государственную регистрацию прав

C 01.06.2015 доступна услуга «Подать заявление на государственную регистрацию прав».

Чтобы зарегистрировать право на недвижимость с помощью нового сервиса необходимо на сайте Росреестра зайти в раздел «Электронные услуги и сервисы» (подраздел «Государственные услуги»), выбрать вкладку «Подать заявление на государственную регистрацию прав», заполнить заявление и прикрепить необходимые документы. Все отправляемые через электронный сервис документы, включая заявление, должны быть заверены квалифицированной электронной подписью. Выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), свидетельствующую об успешной регистрации, можно также получить в электронном виде с квалифицированной электронной подписью регистратора.

Сервис «Жизненные ситуации»

Сервис позволяет заявителю в удобной и наглядной форме получить исчерпывающий набор сведений относительно действий в конкретной ситуации. Он находится в разделе «Физическим лицам» (подраздел «Полезная информация»). Выбрав объект, операцию по которому Вы планируете совершить (дом, квартира, часть дома, объект незавершенного строительства или др.), а также операцию, которую Вы планируете совершить (продажа, дарение, наследование или др.), и, заполнив предлагаемую интерактивную анкету, Вы тут же получите автоматически сформированный перечень документов, необходимых для предоставления услуги.

          Пресс-служба Управления Росреестра по Тверской области

     В 2016 году налог на недвижимое имущество будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости. Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта, определенная методом массовой оценки. В ходе такого определения индивидуальные характеристики объекта недвижимости не учитываются. Вполне естественно, что массовая кадастровая оценка априори может содержать в себе погрешности. Поэтому в последнее время большую актуальность приобретают вопросы, касающиеся порядка оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости.

     Узнать кадастровую стоимость того или иного объекта недвижимого имущества очень легко. Для этого необходимо зайти на сайт Росреестра (rosreestr.ru), войти в раздел «Справочная информация в режиме on-line», в предложенном поисковике ввести кадастровый номер или адрес интересующего объекта недвижимости, сформировать запрос, а затем выбрать вкладку «Сведения ГКН». Там же, на портале Росреестра, можно ознакомиться с результатами массовой кадастровой оценки. Для этого необходимо воспользоваться сервисом «Фонд данных государственной кадастровой оценки». Данная система позволяет любому человеку ознакомиться с отчетами об определении кадастровой стоимости и отчетами об оценке рыночной стоимости, на основании которых оспаривались результаты кадастровой оценки, и структурированными сведениями, включающими информацию о том, как определена кадастровая стоимость конкретных объектов недвижимости.

     При отсутствии возможности использования Интернет-ресурса, можно обратиться в филиал кадастровой палаты или в офис Многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг с заявлением о выдаче кадастровой справки о кадастровой стоимости. Данные сведения предоставляются бесплатно.

     В случае несогласия с результатами определения кадастровой стоимости, они могут быть оспорены физическими и юридическими лицами (если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц), а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Оспорить кадастровую стоимость возможно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Тверской области, или в суде. При этом для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости. Если вынесенное комиссией решение не удовлетворяет юридическое лицо, то тогда оно может обратиться в суд. Физические лица по своему усмотрению выбирают порядок оспаривания: можно обратиться в комиссию или же сразу в суд.

     Выбор оценщика при подаче документов в комиссию имеет большое значение. Ведь основной причиной, не позволяющей комиссии принять положительное решение, является, прежде всего, низкое качество отчетов об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, выраженное в несоблюдении оценщиками требований Федерального закона, а также федеральных стандартов оценки. При этом в 76 случаях (положительно рассмотренные заявления) суммарная кадастровая стоимость снизилась с 9, 4 млрд. рублей до 4, 4 млрд. рублей и составила 47 % от оспариваемой стоимости.

Пресс-служба Управления Росреестра по Тверской области

Государственная кадастровая оценка - одно из важнейших направлений на современном этапе развития системы имущественных отношений в Российской Федерации и одно из направлений деятельности Управления Росреестра по Тверской области.

В законодательстве под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки.

Массовая оценка недвижимости - процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Следовательно, при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки его индивидуальные характеристики не учитываются. Стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторах модели оценки.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Таким образом, отличие кадастровой стоимости объекта недвижимости от его рыночной стоимости заключается в процедуре (процесс государственной кадастровой оценки) и методе (массовый метод оценки). Определение рыночной стоимости, которая учитывает индивидуальные характеристики конкретного объекта, по сути, является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке.

Для того чтобы узнать кадастровую стоимость, исходя из которой, рассчитывается налог объекта недвижимости, достаточно зайти на сайт Росреестра (rosreestr.ru) в сервисы «Справочная информация в режиме on-line» или «Публичная кадастровая карта», в предложенном поисковике ввести кадастровый номер или адрес интересующего объекта недвижимости, сформировать запрос, а затем выбрать вкладку «Сведения ГКН».

На портале Росреестра также можно ознакомиться с результатами массовой кадастровой оценки. Для этого можно воспользоваться сервисом «Фонд данных государственной кадастровой оценки». Данная система позволяет любому человеку ознакомиться с отчетами об определении кадастровой стоимости и отчетами об оценке рыночной стоимости, на основании которых оспаривались результаты кадастровой оценки, и структурированными сведениями, включающими информацию о том, как определена кадастровая стоимость конкретных объектов недвижимости.

Если нет возможности использования Интернет-ресурса, можно обратиться в орган кадастрового учета - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области или Многофункциональный центр (МФЦ) с заявлением о выдаче кадастровой справки о кадастровой стоимости. Данные сведения предоставляются бесплатно.

При этом стоит отметить, что Управление Росреестра по Тверской области само ничего не оценивает, а только обеспечивает раскрытие сведений о кадастровой стоимости. Заказчиком государственной кадастровой оценки на территории Тверской области является Правительство Тверской области, а исполнителями работ выступают оценщики, выигравшие соответствующий конкурс.

В случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены.

Возможность оспаривания предусмотрена статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Оспорить кадастровую стоимость возможно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия) или в суде.

Досудебное оспаривание результатов определения кадастровой оценки стоимости возможно в Комиссии. Порядок создания и их работы Комиссии утвержден приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.03.2012 № 263.Комиссия создана и функционирует при Управлении Росреестра по Тверской области. С порядком работы и составом, которой можно ознакомиться на официальном сайте Управления Росреестра по Тверской области в разделе «Кадастровый учет».

Для обращения в Комиссию необходимо оформить заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

В зависимости от основания пересмотра результатов определения кадастровой стоимости различается комплектность документов, которые необходимо предоставить с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

В случае оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления  рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, когда была установлена его кадастровая стоимость обязательным условием для пересмотра кадастровой стоимости является наличие отчета об оценке недвижимого имущества в бумажном и электронном виде. Предоставление такого отчета необходимо при обращении о пересмотре кадастровой стоимости, как в административном порядке, так и в судебном.

В целях подтверждения того, что составленный отчет об оценке недвижимости соответствует требованиям действующего законодательства и содержит достоверные сведения, заинтересованным лицом предоставляется также положительное экспертное заключение отчета об оценке в бумажном и электронном виде.

В случае если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заявитель представляет документы, подтверждающие такую недостоверность.

Кроме того, в любом из вышеуказанных оснований к заявлению прилагается кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости и нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости. Если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности физического или юридического лица, не являющегося правообладателем объекта недвижимости, указанные лица должны подтвердить факт того, что затронуты их права и обязанности (подтвердить свою заинтересованность).

Заявление не принимается к рассмотрению в случаях:

- отсутствия вышеперечисленных документов;

- нарушения срока подачи заявления;

- если величина кадастровой стоимости, результаты определения которой оспариваются, ранее была установлена в размере рыночной стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение одного месяца с даты поступления заявления в комиссию.

По результатам рассмотрения Комиссия принимает решение о пересмотре кадастровой стоимости или об отказе в этом, о чем в течение пяти рабочих дней уведомляет заявителя, а также орган местного самоуправления. Если было принято решение о пересмотре кадастровой стоимости, то оно также представляется в орган кадастрового учета.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в Комиссии в срок не позднее пяти лет с момента внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости.

В 2015 году в Комиссию поступило 284 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее – Заявление) от 57 физических и 227 юридических лиц, из них по основанию:

установление в отношении объектов недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость – 283 заявления по 577 объектам недвижимости;

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – 1 заявление по 1 объекту недвижимости.

По результатам работы Комиссии по первому основанию:

не принято к рассмотрению - 39 заявлений (14 %) по 69 объектам недвижимости;

вынесено 98 отрицательных решений (35 %) по 253 объектам недвижимости;

принято в пользу заявителей 119 решений (42 %) по 223 объектам недвижимости;

28 заявлений по 33 объектам недвижимости находятся на рассмотрении.

По результатам работы Комиссии по второму основанию вынесено 1 отрицательное решение по 1 объекту недвижимости.

По 119 положительно рассмотренным заявлениям суммарная кадастровая стоимость до оспаривания составила 13 385 244 642, 54 рубля, по результатам оспаривания составила – 6 616 684 321 рубль (50 % от оспариваемой стоимости).

Всего за 2014 – 2015 годы было отклонено 65 % от всех поступивших заявлений в Комиссию.

Основной причиной, не позволяющей Комиссии принимать положительные решения, является прежде всего, низкое качество отчетов об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости, выраженное в несоблюдении оценщиками требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки.

В настоящее время в Комиссии можно оспорить результаты государственной кадастровой оценки, проведенной в отношении:

- земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области;

- земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Тверской области;

- объектов недвижимости (здания, помещения).

При отказе Комиссии в пересмотре кадастровой стоимости (если заявитель предварительно обращался в Комиссию), можно обратиться непосредственно в суд.

Для юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления досудебное урегулирование споров о кадастровой оценке обязательно. Перед подачей иска в суд они сначала должны обратиться в Комиссию. Физические лица вправе выбирать: либо обращаться в Комиссию, либо сразу в суд.

Управление Росреестра по Тверской области, проанализировав нормы действующего законодательства и судебную практику по обозначенному вопросу, полагает необходимым довести до Вашего сведения следующее.

На основании ст.ст. 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4, 61.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом и поступает в бюджет органа местного самоуправления.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.12.2014 по делу № 91-АПГ14-4 указано, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.

Таким образом, орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, имеет правовой интерес в участии в судебном процессе, связанном с оспариванием кадастровой стоимости, в том числе наделён правом на самостоятельное оспаривание таких решений.

Управление, принимающее участие в судебных процессах по делам, связанным с пересмотром кадастровой стоимости в качестве заинтересованного лица, учитывая данное обстоятельство, следит за тем, чтобы к участию по таким спорам был привлечён орган местного самоуправления.

В случае если сам суд по собственной инициативе не привлёк данный орган, представитель Управления заявляет такое ходатайство. Тверским областным судом (рассматривающим данную категорию споров в качестве суда первой инстанции) Управлению ещё отказано не было.

Таким образом, сложившаяся на территории Тверской области судебная практика по данной категории дел показывает, что перечень заинтересованных лиц уже определён и органы местного самоуправления также включены в данный перечень.

Со своей стороны Управление принимает все необходимые меры для обеспечения возможности органам местного самоуправления высказать своё отношение к заявленным требованиям.

При этом необходимо обратить особое внимание на то, что судебное сопровождение дел данной категории требует от представителей необходимых специальных знаний и навыков, так как доказательствами обоснованности заявленных требований являются сведения отчетов оценщиков.

Следует также учесть, что в соответствии с пунктом 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства   Российской   Федерации,   вступающего в действие   с 15 сентября 2015 года, стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

Согласно пункту 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).

Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В настоящее время в качестве допустимого доказательства суд принимает результаты проведённой в рамках конкретного дела судебной экспертизы, предметом которой является установление рыночной стоимости объектов недвижимости. Однако чтобы получить данные результаты необходимо заявителю предоставить соответствующее ходатайство (о проведении экспертизы, повторной (альтернативной) экспертизы) и в случае его удовлетворения предложить кандидатуру судебного эксперта и взять на себя расходы по её проведению.

Управление как заинтересованное лицо по данной категории судебных дел не может заявить такое ходатайство ввиду отсутствия финансовых средств.

В этой связи представляется актуальным разрешение вопроса о необходимости выделения денежных средств на проведение данных мероприятий органам местного самоуправления.

В свою очередь Управление готово в пределах осуществляемых им полномочий оказывать содействие органам местного самоуправления в судебных процессах по заявлениям о пересмотре результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В настоящее время на территории Тверской области утверждены результаты определения кадастровой стоимости по следующим категориям земель:

земли населенных пунктов - приказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.12.2014 № 13-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Тверской области», вступил в силу с 01.01.2015;

земли сельскохозяйственного назначения - приказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 20.11.2013 № 3-нп «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Тверской области», вступил в силу с 01.01.2014;

земли промышленности и иного специального назначения - постановление Правительства Тверской области от 25.12.2012 № 800-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Тверской области» вступил в силу с 01.01.2013;

земли особо охраняемых территорий и объектов - постановление Правительства Тверской области от 18.12.2012 № 780-пп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Тверской области», вступил в силу с 01.01.2013;

земли лесного фонда – приказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 25.11.2015 № 9-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с составе земель лесного фонда Тверской области», вступил в силу с 01.01.2016;

земли водного фонда - приказ Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 30.11.2015 № 10-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с составе земель водного фонда Тверской области», вступил в силу с 01.01.2016.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17.09.2012 № 4-нп «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тверской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилого и нежилого фондов на территории Тверской области.

Утвержденные результаты определения кадастровой стоимости, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости размещены на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»                                       (http://mizo.tver.ru/) на странице «Карта сайта» → раздел «Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости».

Отчеты об определении кадастровой стоимости, составленные в ходе проведении государственной кадастровой оценки, размещены на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://rosreestr.ru/site/) в разделе «Деятельность» → «Кадастровая оценка» → «Фонд данных государственной кадастровой оценки».

Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ в целях совершенствования законодательства внесены изменения в ряд федеральных законов, в том числе, в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, Семейный кодекс РФ, в законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», "О государственном кадастре недвижимости".

     В соответствии с нововведениями в законодательстве обязательному нотариальному удостоверению с 29 декабря 2015 года подлежат следующие виды сделок:

  • сделки по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу;
  • сделки по продаже земельной доли;
  • сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделки по продаже недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным;
  • соглашение о разделе общего имущества, нажитого супругами в период брака.

     При этом граждане освобождаются от необходимости предоставлять нотариусам выписки из Единого реестра прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН). Нотариусы обязаны самостоятельно запрашивать все необходимые сведения в Росреестре. В соответствии с законодательством данная информация предоставляется им бесплатно.

     Отдельно стоит отметить, что нотариусы имеют возможность подать удостоверенные ими документы на государственную регистрацию прав в электронном виде. В таком случае, после проведения регистрации прав нотариус, получивший документы, выданные Управлением, в электронной форме, в свою очередь выдает их заявителю по его просьбе либо так же в электронной форме, либо в форме документов на бумажных носителях, удостоверив равнозначность этих документов.

     Государственная регистрация по нотариально удостоверенным сделкам проводится в течение трех рабочих дней (против 10-дневного общего срока регистрации). При этом государственный регистратор не проводит правовую экспертизу нотариальных сделок. Вся ответственность за законность сделки лежит на нотариусе, удостоверившем ее.

    

Пресс-служба Управления Росреестра по Тверской области