Правовое просвещение
- Информация о материале
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Федеральным законом в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» вносится ряд изменений, предусматривающих, что при получении результатов предоставления государственной или муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего законным представителем несовершеннолетнего, являющимся заявителем, реализация права на получение результатов предоставления государственной или муниципальной услуги в отношении несовершеннолетнего, оформленных в форме документа на бумажном носителе, может осуществляться законным представителем несовершеннолетнего, не являющимся заявителем.
- Информация о материале
Глава государства подписал Федеральный закон «О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей».
Федеральным законом предусматривается предоставление дополнительных мер государственной поддержки в виде ежегодной денежной выплаты гражданам, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет (до 23 лет в случае обучения по очной форме).
Право на получение выплаты приобретёт каждый из работающих родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) при условии, что он является налоговым резидентом Российской Федерации, с его доходов уплачен налог на доходы физических лиц и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в том субъекте Российской Федерации, где проживает заявитель. И дети, и родители должны быть гражданами Российской Федерации и постоянно проживать на территории Российской Федерации. Кроме того, гражданин, претендующий на получение выплаты, не должен иметь задолженность по уплате алиментов.
Федеральным законом определяются порядок расчёта размера выплаты, порядок исчисления среднедушевого дохода семьи для назначения выплаты и процедура обращения за ней.
Порядок и условия осуществления выплаты, в том числе перечень видов доходов и перечень движимого и недвижимого имущества, которые учитываются при определении права на получение выплаты, перечень документов и сведений, необходимых для её назначения, будут установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону средства на осуществление выплаты передаются территориальным органам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета. Функции по назначению и осуществлению выплаты возлагаются на территориальные органы Фонда.
- Информация о материале
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 7 и 37 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и статью 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
- Информация о материале
С 25 июля 2024 г. изменятся требования к банкам по проверке получателей денежных переводов: в некоторых случаях кредитные организации обязаны будут вернуть деньги клиенту, который перевел их на счет мошенников. Это правило действует, только если банк нарушил антифрод-процедуру и не проверил реквизиты получателя — тогда он должен вернуть отправителю всю сумму в течение 30 дней.
Как будет устроен процесс:
1. Перед каждым денежным переводом банк проверяет реквизиты получателя в системе «Фид-Антифрод» — это база данных о случаях и попытках переводов без добровольного согласия клиентов. В ней банки видят счета, через которые мошенники уже пытались вывести деньги.
2. Если счет получателя подозрительный, банк предупредит клиента о потенциальной опасности и приостановит операцию на два дня.
3. За это время пользователь может отменить операцию. Но если он ее подтвердит, банк проведет перевод. Тогда кредитная организация не будет отвечать за последствия.
- Информация о материале
С 1 июля 2024 г. банкам и платежным агентам запрещено взимать с отдельных категорий граждан комиссию при перечислении платы за жилье и коммунальные услуги. Запрет распространяется в том числе на пени за несвоевременную или неполную оплату.
Комиссию не будут брать с граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Это, в частности, многодетные семьи, пенсионеры, люди с инвалидностью и ветераны боевых действий.
Запрет на взимание комиссии не распространяется на отделения Почты России.
- Информация о материале
Не соответствующим Конституции РФ признано положение части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ в той мере, в какой оно в системе действующего правового регулирования и по смыслу, придаваемому ему судебным толкованием, не предоставляет возможности льготной (в половинном размере) уплаты административного штрафа в случае выявления административного правонарушения в ходе проверки, проведенной органами прокуратуры.
Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование необходимые изменения. Конституционный Суд РФ также полагает возможным рекомендовать законодателю при внесении в правовое регулирование изменений, непосредственно вытекающих из настоящего постановления, оценить, в том числе с учетом выраженных в нем правовых позиций, достаточность критериев возможности уплаты назначенного административного штрафа в половинном размере для остальных случаев - наряду с охваченными предметом и резолютивной частью настоящего постановления - выявления административного правонарушения в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в ином порядке, чем предусмотренный Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
- Информация о материале
- Федеральным законом от 06.04.2024 № 76-ФЗ внесены изменения Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С двух лет до одного года сокращен минимальный обязательный срок нахождения недвижимости в аренде у субъекта малого и среднего предпринимательства для реализации преимущественного права на приобретение этого имущества в собственность; взамен продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены вводится новый способ его приватизации – по минимально допустимой цене.
Предусмотрен штраф за уклонение или отказ покупателя либо лица, признанного единственным участником продажи по минимально допустимой цене, от заключения договора купли-продажи государственного или муниципального имущества.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений о продаже государственного или муниципального имущества по минимально допустимой цене, которые вступают в силу с 01.07.2024.
- Внесенные Федеральным законом от 06.04.2024 № 66-ФЗ поправки в статью 24 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» позволят осуществлять казенным предприятиям заимствования не только в форме кредитов по договорам с кредитными организациями, бюджетных кредитов, но и в иных формах в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
- Федеральным законом от 22.04.2024 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» усовершенствован порядок изменения служебных контрактов с государственными гражданскими служащими, в том числе порядок ихперевода на иные должности государственной гражданской службы в том же или другом государственном органе.
В частности, скорректированы требования к условиям служебного контракта, порядку перевода гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же либо в другом государственном органе, изменению условий служебного контракта и его расторжению, порядку проведения служебной проверки.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.
- С 01.01.2025 вступает в силу Федеральный закон от 22.04.2024
№ 94-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о переходе на конкурентные принципы при передаче прав на объекты жилищно-коммунального хозяйства, закрепленные за государственными, муниципальными либо казенными предприятиями.
В частности, предусматривается заключение по результатам проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении источников тепловой энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего, холодного водоснабжения или водоотведения, отдельных объектов таких систем, принадлежащих на праве собственности хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования превышает 50 процентов.
- Федеральным законом от 22.04.2024 № 95-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации». Поправками уточняется понятие «молодой специалист», вводится новое понятие – «молодой работник». Конкретизированы основные направления реализации молодежной политики, в частности обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, их профессиональному развитию, теперь распространяется на молодых работников.
- Федеральным законом от 29.05.2024 № 102-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Введено понятие «сезонный зал (зона) обслуживания посетителей». В таких объектах должны соблюдаться требования к розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также должен быть документ, подтверждающий соответствие сезонного зала требованиям к размещению и обустройству сезонных залов (зон) обслуживания посетителей, установленным законодательством регионов.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.2024 № 546 утверждены Правила отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения (вступает в силу с 01.09.2024). Отнесению к категориям по гражданской обороне (категория особой важности; первая и вторая категории) подлежат:
организации, имеющие важное оборонное и экономическое значение; организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или осуществляющие выполнение мероприятий, предусмотренных мобилизационными планами экономики; организации, представляющие высокую степень потенциальной
опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время; организации, имеющие уникальные в историко-культурном отношении
объекты.
Отнесение организаций к категориям по гражданской обороне производится в соответствии с показателями, устанавливаемыми МЧС России.
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2024 № 564, вступающим в силу с 01.01.2025, утверждены основные требования к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.
Закреплено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также организации, находящиеся в ведении органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляют процессы назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) в электронном виде. Указанные процессы осуществляются с использованием ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» или информационных систем органов и (или) организаций.
- С 29.06.2024 резервы материальных ресурсов, за исключением государственного материального резерва, могут использоваться при введении режима повышенной готовности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2024 № 581 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.2020 № 1119, согласно которым резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинские изделия, лекарственные препараты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
- Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных и городских округов должны обеспечивать условия для движения лиц, использующих средства индивидуальной мобильности. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2024 № 643 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены дополнения в требования к программам комплексного развития
М.В. Исполнитель, тел.:(4822) 50-50-50
транспортной инфраструктуры поселений, муниципальных округов, городских округов, а также в Правила определения основных параметров дорожного движения и ведения их учета. В основные параметры дорожного движения включены велосипеды и средства индивидуальной мобильности.
Прокурор района
С.Э. Новикова
- Информация о материале
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 26.03.2024 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1224 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.Э. Стаценко» отмечено, что в случае обращения гражданина с заявлением об оформлении наследственных прав в отношении движимого имущества, оставшегося на территории РФ после смерти лица, имевшего последнее место жительства на территории иностранного государства, с которым не заключен международный договор РФ, содержащий положения, позволяющие разрешить вопрос о выборе соответствующего компетентного органа, а равно в случаях, когда сложившиеся обстоятельства объективно препятствуют взаимодействию с компетентным органом иностранного государства и оформлению наследственных прав в подобных ситуациях или существенно затрудняют такое взаимодействие, российский компетентный орган либо исполняющее публичные функции лицо обязаны оценить в совокупности все обстоятельства дела и принять решение, которое в наибольшей степени способствовало бы обеспечению защиты наследственных прав. Это решение может быть принято с учетом положений статьи 1115 ГК РФ, определяющих место открытия наследства на территории РФ и принципиально не исключающих оформление прав на наследственное имущество, находящееся на территории РФ, российским компетентным органом.
Если последнее место жительства наследодателя находится за пределами РФ, местом открытия наследства признается место нахождения на территории РФ: недвижимого имущества, входящего в состав наследственного имущества, находящегося в разных местах, или его наиболее ценной части, а при отсутствии недвижимого имущества - движимого имущества или его наиболее ценной части. По месту открытия наследства определяется лицо, уполномоченное выдавать свидетельство о праве на наследство, принимать заявление о принятии наследства, а также предпринимать меры по охране наследства и управлению им - нотариус.
В частноправовых отношениях, осложненных иностранным элементом, нельзя исключать возникновения риска конфликта при определении объема наследственных прав и их принадлежности. Применительно к российским гражданам такой риск может быть минимизирован путем взаимодействия с компетентными органами других государств. Отдельные вопросы, связанные с наследованием в указанных случаях, могут быть урегулированы в рамках консульских соглашений.
- Информация о материале
Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 227-ФЗ «О внесении изменения в статью 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации» ст. 171.2 УК РФ изложена в новой редакции. В частности, определена уголовная ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, или средств связи, подвижной связи, запрет которой закреплен ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Согласно данной норме деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, подвижной связи, запрещена, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.
- Информация о материале
Федеральным законом от 1 июля 2010 г. « 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в целях повышения эффективности противодействия так называемому рейдерству, т.е. захватам имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, в УК РФ включена ч. 2 ст. 170.1, устанавливающая ответственность за внесение в информационные ресурсы (реестр владельцев ценных бумаг, систему депозитарного учета) заведомо недостоверных сведений путем неправомерного доступа к ним, в том числе с использованием информационно-коммуникационных систем.
- Информация о материале
В настоящее время утверждается появление интернет-имущества, противоправное завладение которым также причиняет реальный ущерб потерпевшему. Вместе с тем объекты виртуальной собственности, хотя и существуют только на экране компьютера, могут приобретаться, отчуждаться и явно обладают выраженной потребительной ценностью, они могут как продаваться, так и приобретаться не только за виртуальные, но и за реальные деньги. В связи с этим вполне обоснован следующий вывод: такие объекты не должны и не могут быть исключены из сферы уголовно-правовой охраны только потому, что обладают несколько иной природой, выражены в другой форме. Уголовное право не может устраниться от юридической оценки явлений, происходящих в виртуальной сфере.
Безналичные денежные средства судебной практикой признаются предметом хищения, в том числе кражи, и после Определения Верховного Суда РФ от 29 сентября 2020 г. по делу № 12-УДП20-5-К6 их хищение с полной определенностью встало в ряд хищений наличных денежных средств. Признание безналичных и электронных денежных средств предметом кражи способствовало разрешению одной из назревших проблем правоприменительной практики и нашло также отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате". Такое изменение трактовки содержания предмета хищения, получившее закрепление в уголовном законе, будет способствовать усилению эффективности противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Банк России советует кредитным организациям подробно объяснять клиенту причины отказа в обслуживании
- Информация о материале
Центральный Банк России рекомендует кредитным организациям корректнее и подробнее сообщать клиентам о причинах:
- отказа в проведении сомнительных операций;
- отказа в заключении договора банковского счета (вклада), а также расторжения такого договора из-за подозрений в части ПОД/ФТ;
- отказа в дистанционном банковском обслуживании.
Среди ненадлежащих практик регулятор отметил такие:
- до клиента доводят мало сведений о причинах отказа, что мешает ему обжаловать такое решение;
- клиенту сообщают о причинах отказа в дистанционном банковском обслуживании в недоступной форме или недостаточном для защиты прав объеме. В разъяснениях не уточняют, как ему в таком случае распоряжаться деньгами;
- сотрудники кредитных организаций уклоняются от диалога, предлагают обратиться позднее;
- у клиентов запрашивают необоснованно широкий список документов и сведений либо устанавливают слишком короткий срок для их сбора и представления;
- клиентов информируют о введении ограничений по инициативе ЦБ РФ или Росфинмониторинга. При этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность, а Росфинмониторинг вправе ограничить совершение банковских операций и сделок только в ряде случаев.
- Информация о материале
С 10 июня 2024 года по 30 апреля 2025 года проводится II этап эксперимента по нанесению QR-кодов на отдельные виды радиоэлектронной продукции. Маркировать в тестовом режиме можно смартфоны, сотовые телефоны, ноутбуки, стационарные телефоны с беспроводной трубкой.
Участвовать в пилотном проекте вправе производители, импортеры, розничные и оптовые продавцы продукции с подходящими кодами по ТН ВЭД ЕАЭС (8471 30 000 0, 8517 11 000 0, 8517 13 000 0, 8517 14 000 0, 8517 18 000 0). Для этого им потребуется направить заявку оператору системы "Честный знак".
До 30 июня Минпромторгу предстоит утвердить методические рекомендации и план-график проведения II этапа эксперимента.
Обращаем внимание на то, что общий срок эксперимента по маркировке отдельных видов радиоэлектронной продукции продлен до 31 августа 2025 года, а сам эксперимент теперь включает 3 этапа. Первый из них уже идет и завершится 30 ноября 2024 года. Он касается маркировки розеток, светильников, осветительного оборудования, ламп накаливания и др.
- Информация о материале
МЧС расширило перечень индикаторов риска при федеральном пожарном надзоре. Приказ вступит в силу 16 июня 2024 года.
Госорганы смогут провести внеплановые мероприятия, если обнаружат несоответствие между выводами в заключении о независимой оценке пожарного риска и в расчете по его оценке. Выводы берутся из расчета, который поступил в орган пожарного надзора в течение года, предшествующего году поступления заключения.
Индикаторами станут такие несоответствия:
- в заключении указано, что не выполнены требования пожарной безопасности или не соблюден противопожарный режим, а в расчете при этом не было превышения норматива индивидуального пожарного риска;
- в заключении указано, что выполнены требования пожарной безопасности и соблюден противопожарный режим, а в расчете при этом было превышение норматива индивидуального пожарного риска.
Операторам связи запретят отказывать в переносе номера из-за несоответствия данных - проект Минцифры
- Информация о материале
Согласно поправкам операторы-доноры не смогут отказывать в переносе номера из-за несовпадения данных об абоненте, если возможность переноса подтвердила независимая проверка (п. 5 проекта изменений). Речь идет о случаях, когда сведения об абоненте из заявления о переносе номера не совпадают с информацией из договора между абонентом и оператором-донором.
Независимую проверку проведет оператор базы перенесенных номеров. При несоответствии данных он выполнит дополнительную верификацию абонента через систему межведомственного взаимодействия. По итогам проверки оператору-донору сообщат, можно ли перенести номер (п. п. 2 и 3 проекта изменений).
Есть и другие изменения. Планируют, что новшества заработают с 1 марта 2025 года (п. 2 проекта постановления).
Публичное обсуждение инициативы завершат 28 июня.
- Информация о материале
Многодетные семьи смогут получить субсидию на погашение ипотеки при рождении третьего или последующего ребенка до конца 2030 года.
Крайний срок заключения кредитного договора, по которому можно погасить долг или его часть за счет субсидии, продлен до 1 июля 2031 года.
Есть и другие изменения. Новшества вступили в силу 12 июня 2024 года.
- Информация о материале
Планируется, что с 1 октября 2024 года признавать сайты копиями ресурсов, заблокированных за нарушения авторских или смежных прав, будет Роскомнадзор (абз. 2 пп. "а" п. 3 ст. 1 и ч. 2 ст. 3 проекта). Сейчас решение принимает Минцифры.
Таким образом, правообладатели будут добровольно направлять сведения о том, что нашли «зеркало» пиратского сайта, новому адресату - Роскомнадзору.
Есть и другие поправки.
- Информация о материале
С 1 января 2025 года субъектам критической информационной инфраструктуры нельзя пользоваться в том числе сервисами по обеспечению кибербезопасности, которые предоставляют компании из недружественных стран. То же касается работ и услуг по этому направлению.
Напомним, ранее предполагалось, что запрет будет распространяться лишь на средства защиты информации.
Есть и другие изменения.
- Информация о материале
Запрет касается предметов одежды, которые нужно маркировать для системы «Честный знак» с 1 апреля. Среди них: спортивные костюмы, пальто, куртки, плащи, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные трикотажные либо вязаные изделия.
Оборот и вывод из оборота (включая продажу) немаркированных остатков разрешен по 30 июня включительно. Минпромторг предложил перенести этот срок на 14 сентября, но проект поправок пока не принят.
За нарушение запрета организации - продавцу грозит штраф от 50 тыс. до 300 тыс. руб. с конфискацией немаркированной продукции.
Хранить, перевозить, а также маркировать остатки для последующей реализации можно по 30 сентября включительно.
- Информация о материале
Хотят запретить продавать безалкогольные тонизирующие (в том числе энергетические) напитки несовершеннолетним по всей России. Также нельзя будет торговать в розницу этой продукцией в таре более 0,5 л. Новшества не касаются чая, кофе и напитков на их основе.
Продавец сможет потребовать у покупателя документ для подтверждения совершеннолетия.
За соблюдением правил проследит Роспотребнадзор по Закону о госконтроле.
Если проект станет законом, то поправки вступят в силу с 1 сентября 2024 года.
Сейчас на федеральном уровне подобных положений нет. Однако в Санкт-Петербурге, Московской области и в ряде иных регионов продавать безалкогольные энергетики несовершеннолетним запрещено.