Управление Росреестра по Тверской области

Росреестр

О Росреестре

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».

 

Контакты для СМИ
Макарова Елена Сергеевна
помощник руководителя
Управления Росреестра по Тверской области
+7 909 268 33 77, (4822) 34 62 24
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.rosreestr.ru
170100, Тверь, Свободный пер., д. 2

12 февраля 2020 года – Управлением Росреестра по Тверской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) границы трёх сельских поселений Западнодвинского района. Речь идёт об Ильинском, Шараповском и Западнодвинском сельских поселениях.

Землеустроительные дела по описанию границ указанных сельских поселений поступили  в Управление Росреестра по Тверской области для проведения государственной экспертизы землеустроительной документации в конце 2019 года. После проведения экспертизы Управлением подготовлены положительные заключения, а землеустроительные дела включены в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Работа по внесению сведений о границах муниципальных образований в ЕГРН  проводится в рамках реализации целевой модели «Постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества»*  и направлена на улучшение инвестиционного климата Тверской области. Актуальные сведения о таких границах в ЕГРН гарантируют права собственников недвижимости, снижают риски ведения бизнеса, в целом способствуют рациональному использованию земельных ресурсов и эффективному налогообложению.

Помимо границ муниципальных образований региона, в 2019 году в ЕГРН внесены сведения о местоположении границ 216 населённых пунктов, 15 территориальных зон, 5649 зон с особыми условиями использования территорий и 13 особо охраняемых природных территорий.

Всего по состоянию на 1 января 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о 44 границах муниципальных образований, что составляет 16% от общего количества границ муниципальных образований региона (273), 783 границах населённых пунктов (8% от общего количества населённых пунктов на территории Тверской области), а также 67 территориальных зонах (1,6% от общего количества). Кроме того, по поручению Росреестра ведутся работы по установлению границ между субъектом РФ «Тверская область» и смежными субъектами РФ.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Тверская область является лидером среди субъектов РФ по количеству населённых пунктов – их у нас более 9,5 тысяч. Поэтому впереди у нас большая совместная работа по доведению ряда показателей до значения целевых, причём в строго обозначенные сроки. К примеру, процесс внесения сведений о территориальных зонах в Единый государственный реестр недвижимости должен быть завершён к 2021 году, и здесь  основную работу должны обеспечить муниципальные образования».

 

*Целевая модель по кадастровому учёту направлена на повышение эффективности процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сокращение сроков постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учёт. В модель включены целевые значения - индикаторы реализации мероприятий по анализу территории, проводимых субъектами Российской Федерации, качества подготовки кадастровыми инженерами межевых и технических планов и, в части Росреестра, осуществления процедуры государственного кадастрового учёта.

Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р. 

В Тверской области целевые модели по регистрации прав и кадастровому учёту реализуются Росреестром совместно с региональными органами власти. Правительством Тверской области утверждены «дорожные карты» по внедрению данных целевых моделей в Верхневолжье. В них определены факторы/этапы реализации, необходимые меры для повышения эффективности прохождения этапов, целевые показатели, характеризующие степень достижения результата вплоть до 1 января 2021 года.

7 февраля 2020 года - В  конце 2019 года за совершение покушения на мошенничество при проведении процедуры банкротства - конкурсное производство в отношении  коммерческого санатория, расположённого в Тверской области, осуждён тверской арбитражный управляющий.

Вступившим в законную силу приговором Центрального районного суда г. Твери установлено, что к конкурсному управляющему обратились два гражданина по вопросу приобретения комплекса недвижимого имущества, принадлежащего санаторию.

Зная о некомпетентности обратившихся в вопросах проведения конкурсного производства, арбитражный управляющий попросил указанных лиц передать ему денежные средства в сумме 2,5 млн рублей, сообщив заведомо ложные сведения о своих возможностях реализовать в их пользу вышеуказанное имущество. При этом имущество санатория подлежало продаже на открытых торгах на электронном аукционе другим организатором торгов.

Один из обратившихся граждан в рамках оперативно-розыскного мероприятия «Оперативный эксперимент» передал конкурсному управляющему денежные средства в размере 1 млн рублей, как часть ранее оговоренной общей суммы в 2,5 млн рублей. Сразу после получения денежных средств арбитражный управляющий был задержан.

За совершение указанного преступления конкурсному управляющему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года со штрафом в размере 500 тыс. рублей. Наказание в виде лишения свободы считается условным с испытательным сроком на 3 года. Ему также назначено дополнительное наказание в виде лишения права в течение трёх лет заниматься деятельностью, связанной с осуществлением процедур, применяемых в деле о банкротстве к должнику.

К сожалению, это не единственное преступление, совершенное арбитражным управляющим в нашем регионе. Годом ранее другой тверской арбитражный управляющий был осуждён Заволжским районным судом г. Твери за незаконное получение денег в особо крупном размере от лица, выполняющего управленческие функции в иной организации, за совершение в интересах дающего действий, входящих в служебные полномочия арбитражного управляющего.

За совершение указанного преступления конкурсному управляющему назначено наказание в виде штрафа в размере  3,5 млн рублей. Ему также назначено дополнительное наказание в виде лишения права сроком на четыре года заниматься деятельностью, связанной с выполнением в коммерческих организациях управленческих, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.

Начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Тверской области Татьяна Мухина: «Длительно занимавшиеся профессиональной деятельностью в сфере антикризисного управления указанные арбитражные управляющие по заявлениям территориальных органов Росреестра, в том числе Управления Росреестра по Тверской области, неоднократно привлекались к административной ответственности за неисполнение обязанностей в процедурах банкротства должников. В 2011 году первому из них назначено административное наказание в виде дисквалификации сроком на 6 месяцев, по истечении которого он вернулся в профессию. В отношении второго арбитражного управляющего решение о его дисквалификации сроком на 6 месяцев вступило в законную силу в феврале 2018 года.  Поскольку оба конкурсных управляющих стали использовать имеющиеся у них знания в преступных целях, то результат оказался закономерным».

30 января 2020 года - В 2019 году в Управление Росреестра по Тверской области поступило 1288 заявлений о возврате излишне уплаченной государственной пошлины, по которым было возвращено 6,17 млн рублей.

Начальник финансово-экономического отдела Управления Росреестра по Тверской области Светлана Рубцова: «Как правило, основной причиной возвратов части или полностью уплаченной государственной пошлины за предоставление государственной услуги Росреестра является неверная оплата гражданами госпошлины. Также заявления на возврат госпошлины подаются по причине изменения личных обстоятельств (например, граждане передумали осуществлять какие-либо сделки с недвижимостью), но такие заявления поступают реже».

Управление Росреестра по Тверской области напоминает, что
порядок возврата излишне уплаченной государственной пошлины определён статьёй 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Так, заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств может быть подано плательщиком в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы. Сама же излишне уплаченная сумма возвращается плательщику (указанному в платежном документе) безналичным перечислением на принадлежащий ему лицевой счёт, указанный в заявлении, в тридцатидневный срок.

Подать заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств с приложенным оригиналом (копией) платёжного документа можно в любом офисе ГБУ Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», а также по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д.2 (Управление Росреестра по Тверской области).


Кроме того, подать заявление можно и почтовым отправлением, направив заявление в адрес Управления Росреестра по Тверской области.

21 января 2020 года – В рамках осуществления государственного земельного надзора Управление Росреестра по Тверской области в 2020 году проверит 940 собственников земельных участков. В зоне внимания государственного земельного надзора также будет 12 органов местного самоуправления региона, 7 юридических лиц, являющихся правообладателями земельных участков. Планы проверок размещены на региональной странице сайта Росреестра в разделе «Открытая служба».

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Тверской области Александр Милушкин: «Количество проверок не ограничится вышеуказанными цифрами, речь идет только о плановых проверках. Именно они проводятся на основании ежегодно утверждаемого плана. А вот внеплановые проверки организуются на основании поступивших документов от граждан, юридических лиц, органов власти различных уровней, прокуратуры и других источников, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства».

Управление Росреестра по Тверской области отмечает, что 18 ноября 2019 года вступил в силу новый административный регламент осуществления Росреестром государственного земельного надзора, которым определены порядок, последовательность и сроки выполнения административных процедур при проведении государственного земельного надзора. Новый административный регламент направлен на повышение прозрачности проверок земельного законодательства. Он содержит в себе ряд нововведений и учитывает последние изменения законодательства в части осуществления процедур проведения проверок, мероприятий по профилактике правонарушений, взаимодействия с органами прокуратуры при осуществлении проверок, а также особенности их проведения в отношении органов государственной власти.

17 января 2020 года – С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в статью 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (в части совершенствования защиты прав добросовестного приобретателя)». Принятый закон фактически закрепляет «презумпцию добросовестного приобретателя» и предусматривает полноценный механизм защиты его права собственности. Кроме того, с 1 января 2020 года согласно принятым в августе 2019 года поправкам в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрена возможность получения добросовестными приобретателями компенсации за утраченную недвижимость в размере её кадастровой стоимости или причинённого в связи с этим реального ущерба.

На рынке недвижимости встречаются случаи, когда объектом продажи выставляется недвижимость с криминальным прошлым или каким-либо обременением, например, правом проживания в ней третьих лиц. В большинстве случаев суд признаёт такую сделку недействительной. Максимум, на что ранее мог рассчитывать в таком случае обманутый покупатель – это компенсация, не превышающая 1 млн рублей.

Новые законодательные поправки уточняют понятие добросовестный приобретатель недвижимого имущества и одновременно совершенствуют механизм компенсации убытков от мошеннических действий. Закон устанавливает, что добросовестным покупателем недвижимости является тот, кто при её приобретении полагался на данные Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). При этом с 1 января добросовестные приобретатели имеют право на компенсацию в размере кадастровой стоимости объекта сделки. Таким образом, оба закона, принятые в августе и декабре 2019 года, практически нивелируют возможность истребования жилых помещений у добросовестных приобретателей со стороны органов публичной власти, а в случае утраты права на жилое помещение создают необходимые финансовые гарантии в виде выплаты соответствующей компенсации.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Стоит отметить, что механизм правовой защиты распространяется в том числе на добросовестных приобретателей, которые приобрели жилое помещение безвозмездно, например, в порядке дарения, наследования. В любом случае, перед сделкой мы рекомендуем запрашивать выписку из ЕГРН об объекте недвижимости, являющемся предметом сделки. Из выписки можно узнать, кто в настоящее время является собственником данного объекта, в ней также указаны существующие ограничения (при их наличии) на объект, например, ипотека или арест. Если потенциальный покупатель до заключения сделки запросил такую выписку, то он будет являться добросовестным приобретателем и, соответственно, его право собственности будет защищено».

18 декабря 2019 года – Управление Росреестра по Тверской области напоминает, что  заявление о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В электронной форме документы могут быть направлены в орган регистрации прав через официальный сайт Росреестра https://rosreestr.ru.

Из года в год наблюдается стабильный рост показателя по предоставлению услуг Росреестра в электронном виде, в том числе и в тверском регионе. Так, за 11 месяцев 2019 года в Управление Росреестра по Тверской области поступило более 53 тыс. электронных пакетов документов, что в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Только за ноябрь на проведение учётно-регистрационных действий в электронном виде принято более 5 тыс. документов.

Стоит отметить, что государственный кадастровый учёт, государственная регистрация возникновения или перехода права на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В случае, если заявитель направил документы в орган регистрации в электронном виде, то и выписку, подтверждающую проведение учётно-регистрационных действий он получит на адрес своей электронной почты также в электронном виде. Это будут два файла с разными расширениями (.xml и .sig).

Документы, содержащие сведения ЕГРН, направляемые в форме электронного документа, представляются в виде XML-документа, созданного с использованием XML-схем и обеспечивающего считывание и контроль представленных данных. Сведения в формате XML-файла удостоверяются государственным регистратором и подписываются его электронной подписью. Имя файла подписи идентично полному имени файла выписки и имеет расширение .sig.

Внимание: проставление государственным регистратором печати и подписи на выписки из ЕГРН, удостоверяющей осуществленный государственный кадастровый учёт и (или) государственную регистрацию права в форме электронных документов, действующим законодательством не предусмотрено.

Посмотреть выписку в человекочитаемом формате можно с помощью сервиса «Проверка электронного документа», размещённого на сайте Росреестра в разделе «Сервисы», а также в «Личном кабинете». При этом выписку при желании можно распечатать и (или) сохранить её в формате PDF.

Заместитель руководителя Росреестра по Тверской области Фёдор Гришин: «Для авторизации в личном кабинете используется подтвержденная учётная запись пользователя на едином портале государственных услуг Российской Федерации. После авторизации в личном кабинете заявителю необходимо в разделе «Услуги и сервисы»  выбрать сервис «Проверка электронного документа». Далее -  загрузить выписку (файл в формате XML) и нажать кнопку "Проверить". После этого необходимо выбрать «Показать в человекочитаемом формате». В результате проведённых действий на экране появится печатное представление выписки из ЕГРН, которую можно просмотреть, распечатать и при желании сохранить в формате PDF. Подробное описание раздела «Проверка электронной подписи» также изложено в разделе «Руководство пользователя» в личном кабинете».

 

При возникновении проблем при работе с услугами и сервисами на сайте Росреестра жителям Верхневолжья следует обращаться в Управление Росреестра по Тверской области по телефону 8(4822) 592-599 или разместить вопрос на сайте в разделе «Помощь и поддержка».

12 декабря 2019 года – Росреестром проведён всероссийский конкурс детского рисунка «Дети рисуют карту России», приуроченный ко Дню Конституции Российской Федерации и 100-летию образования государственной картографо-геодезической службы.

Участниками конкурса стали дети и внуки работников Росреестра, его территориальных органов и подведомственных учреждений. Конкурс проводился в трёх возрастных категориях: младшая группа –  дети до 7 лет, средняя – от 8 до 11 лет, старшая –  от 12 до 14 лет.

Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко: «Конкурс «Дети рисуют карту России» – приуроченный ко Дню Конституции России уникальный творческий проект, в котором дети представляют своё особенное видение нашей страны во всём её величии и многообразии. Конкурс направлен на популяризацию среди молодого поколения знаний о России, о масштабах её территории на планете Земля. Важно, чтобы было верное представление о том, как Россия отображается и какое пространство занимает на карте мира, и что именно наши геодезисты и картографы отвечают за это направление».

 

Управление Росреестра по Тверской области в данном конкурсе представляли три участника: Новосёлова Лиза (11 лет), Потехина Наташа (6 лет) и Ермолаева Маша (5 лет). В работах ребята выразили своё представление о нашей необъятной стране, постарались в рисунках передать, что для них означают понятия «Россия» и «Родина».

Победители были определены среди 218 работ по итогам онлайн-голосования, в котором приняли участие более 3 500 человек. В список лучших, по мнению народного жюри, вошли ребята из Воронежской, Свердловской, Тамбовской, Тюменской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Награждение победителей конкурса состоится в Росреестре в конце декабря 2019 года. В преддверии Нового года организаторы проведут для детей отдельные экскурсионные и праздничные мероприятия, лучшие творческие работы будут отмечены грамотами и подарками.

11 декабря 2019 года - В Управление Росреестра по Тверской области обратилась организация с заявлением об изменении вида разрешённого использования нескольких принадлежащих ей на праве собственности земельных участков с видом разрешённого использования «для жилищного строительства» на вид «земельные участки (территории) общего пользования». Организация обосновала такое изменение необходимостью обустройства на этих земельных участках инфраструктуры для построенных ею многоквартирных домов с придомовыми территориями, которые расположены на прилегающих земельных участках.

Управление отказало организации в изменении сведений Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешённого использования её земельных участков, поскольку планируемые к размещению объекты уличной сети и благоустройства по своему функциональному назначению предназначены для использования неограниченным кругом лиц в целях удовлетворения общественных потребностей. Частное лицо не имеет права распоряжаться такими земельными участками.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Земельные участки могут использоваться их владельцами только в соответствии с установленными для них целями использования. В земельном законодательстве Российской Федерации закреплено понятие вида разрешённого использования земельного участка, который определяет, каким образом может использоваться земельный участок, а также кто фактически вправе его использовать. Вид разрешённого использования «земельные участки (территории) общего пользования» позволяет размещать объекты улично-дорожной сети, велотранспортной и инженерной инфраструктуры, придорожные стоянки (парковки) в границах городских улиц и дорог, некапитальные сооружения, предназначенные для охраны транспортных средств, а также объекты благоустройства территории. Перечисленными объектами может пользоваться неограниченный круг лиц, и монополия в данном случае исключена. Кроме того, изменение вида разрешённого использования земельных участков общей площадью свыше 206 тысяч кв.м. привело бы к существенному снижению их кадастровой стоимости и, как следствие, уменьшению налоговой базы».

Правота принятого региональным Управлением Росреестра решения позднее была подтверждена судами всех инстанций, включая Верховный Суд Российской Федерации, куда обратилась организация, получив отказ тверского Росреестра. В решениях судебных органов чётко прослеживается позиция, говорящая о невозможности нахождения земельных участков (территорий) общего пользования в индивидуальной собственности.

12 декабря 2019 года с 12 до 20 часов в Управлении Росреестра по Тверской области будет проходить личный приём граждан в рамках общероссийской акции.

Личный приём будет проводиться в порядке живой очереди при предоставлении документа, удостоверяющего личность (паспорта), а также по предварительной записи, которая будет осуществляться по 11 декабря 2019 года с 9 до 17 часов 00 минут по телефону: 8 (4822) 32-08-61. 


Приём граждан уполномоченными лицами Управления по вопросам, входящим в его компетенцию, будет проходить по следующим адресам:


г. Тверь, пер. Свободный, д. 2

телефон: (4822) 32-08-61

Тверская область, г. Бежецк, ул. Чехова, д. 23

телефон: (848 231)  5-01-85

Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Екатерининская, д. 41

телефон: (848 233)  5-21-49

Тверская область, г. Кашин, пл. Пролетарская, д. 1

телефон: (848 234) 2-07-48

Тверская область, г. Кимры, ул. Ленина, 44/43

телефон: (848 236) 2-00-56

Тверская область, г. Конаково, ул. Учебная, д.7

телефон: (848 242) 45-99-2

Тверская область, г. Нелидово, пр-т Ленина, д. 4

телефон: (848 266) 5-35-55

Тверская область, г. Осташков, Ленинский пр-т, д. 36Б

телефон: (848 235) 5-35-15

Тверская область, г. Ржев, ш. Ленинградское, д. 42А

телефон: (848 232) 3-29-07

Тверская область, г. Торжок, ул. Луначарского,  д. 117А

телефон: (848 251) 9-11-04

6 декабря 2019 года – Экстерриториальный принцип оказания услуг Росреестра – это возможность обращаться за государственной регистрацией прав и постановкой на государственный кадастровый учёт в офис приёма-выдачи документов независимо от места расположения объекта недвижимости.

Согласно статистике Управления Росреестра по Тверской области, в январе-ноябре 2019 года в тверском регионе подано более 2,2 тыс. заявлений на осуществление учётно-регистрационных действий по большинству субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, чаще всего жители Верхневолжья по экстерриториальному принципу оформляют недвижимость, расположенную в Московской, Новгородской областях, а также в Санкт-Петербурге и Москве.

Для оказания государственных услуг по постановке на кадастровый учёт 
и (или) регистрации прав по экстерриториальному принципу выделены отдельные офисы в каждом субъекте России. В Тверской области подать соответствующее заявление можно по адресу: г.Тверь, ул.Горького, 27.

Учётно-регистрационные действия по экстерриториальному принципу проводятся на основании  электронных документов, созданных органом регистрации по месту приёма от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора этого органа. В этом случае государственный регистратор также обязан провести проверку представленных документов на предмет отсутствия предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также их соответствия требованиям закона.

 

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «В тверском регионе  экстерриториальный принцип оформления недвижимости действует без малого уже три года. За это время всего принято более 5 тыс. заявлений, причём более 2200 - только в этом году. Удобство получения государственной услуги в такой форме налицо:  экстерриториальный принцип сокращает как временные, так и финансовые затраты граждан».

Для справки.

Проведение регистрации по экстерриториальному принципу подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, заверенной государственным регистратором по месту приёма документов. Регистрационная надпись на документах проставляется государственным регистратором по месту приёма документов и содержит слова «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта», а также наименование соответствующего территориального органа Росреестра.

3 декабря 2019 года - Сегодня в рамках празднования Дня юриста состоится торжественный запуск Всероссийского правового (юридического) диктанта. Впервые в практике его проведения отдельный блок вопросов посвящён теме государственной регистрации прав, геодезии и картографии. Соответствующий материал был подготовлен Росреестром и направлен в Ассоциацию юристов России для его включения в задания диктанта.

«Сфера имущественных и земельных отношений затрагивает практически всех жителей нашей страны. Поэтому включение в задания правового диктанта именно таких вопросов можно считать серьёзным шагом в проводимой Росреестром разъяснительной работе», - прокомментировала заместитель Министра экономического развития Российской Федерации - руководитель Росреестра Виктория Абрамченко.

Цель диктанта – оценить уровень правовой грамотности населения, а также мотивировать изучать правовую культуру. Текст диктанта включает в себя 30 тестовых заданий на знание юридических понятий и терминов, основ Конституции Российской Федерации, отдельных отраслей права.

В написании юридического диктанта примут участие все без исключения территориальные подразделения Росреестра и филиалы Федеральной кадастровой палаты Росреестра. Посостязаться с коллегами в правовой грамотности приняли решение 12 специалистов Управления Росреестра по Тверской области и 2 сотрудника регионального филиала Федеральной кадастровой палаты.

9 ноября 2019 года – Управление Росреестра по Тверской области информирует граждан о вступлении в силу с 18 ноября 2019 года Административного регламента осуществления Росреестром государственного земельного надзора. Документом определены порядок, последовательность и сроки выполнения административных процедур при проведении Росреестром и его территориальными органами государственного земельного надзора.

Новый регламент направлен на повышение прозрачности проверок земельного законодательства. Он содержит в себе ряд нововведений и учитывает последние изменения законодательства в части осуществления процедур проведения проверок, мероприятий по профилактике правонарушений, взаимодействия с органами прокуратуры при осуществлении проверок, а также особенности их проведения в отношении органов государственной власти.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Новый административный регламент предусматривает применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора. Внедрение с 2015 года процедуры административного обследования земельных участков, позволяющей проведение работ дистанционными способами, положительно сказывается на эффективности проведённых проверок.  За  9 месяцев 2019 года по итогам проведённых проверок сотрудниками Управления выявлено 804 нарушения земельного законодательства. Доля проверок, по итогам которых выявлены нарушения, составила 80%».

Стоит отметить, что законность правоприменительной практики Росреестра при привлечении к ответственности за использование земельных участков не по целевому назначению оценена решением Верховного Суда РФ. Речь идёт о случаях, когда при проведении проверок инспекторы Росреестра выявляли, что здания или помещения в здании используются не в соответствии с видом разрешённого использования земельного участка.

Учтены и положения Земельного кодекса РФ, предписывающие должностным лицам Росреестра информировать органы местного самоуправления о выявлении размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешённым использованием земельного участка или установленными ограничениями его использования.

Заместитель руководителя Росреестра Максим Смирнов: «Например, здание находится на земельном участке, предназначенном для промышленных объектов, а на участке расположены административные здания, торговые центры или предприятия общественного питания. В этом случае такой земельный участок используется не по целевому назначению в соответствии с видом разрешённого использования. В своём определении Верховный Суд РФ признал правильными действия Росреестра и поставил точку в этом вопросе. Своё решение суд обосновал ещё и тем, что, используя таким образом здания, владелец фактически уклоняется от уплаты земельного налога, ставка которого рассчитывается с учётом вида разрешённого использования, меняется порядок расчёта кадастровой стоимости».

27 ноября 2019 года -  Управление Росреестра по Тверской области продолжает публиковать ответы на вопросы, поступающие от граждан и юридических лиц в адрес Управления и касающиеся постановки объектов недвижимости на кадастровый учёт и регистрации прав на недвижимое имущество.

- На арендованном у администрации участке из земель населённых пунктов с разрешённым использованием для личного подсобного хозяйства хочу построить гараж, как основное и единственное строение. После окончания строительства хочу поставить гараж на кадастровый учёт и зарегистрировать собственность. Какие документы мне необходимы для данной процедуры и нужно ли оформлять уведомление о начале и окончании строительства?

-  На земельных участках с видом разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства» допускается размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений, причём параметры строительства таких построек определяются градостроительным регламентом. Возведение гаражей, расположенных на соответствующих земельных участках, для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, проводится без получения разрешения на строительство и направления каких-либо уведомлений.

Для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на гараж необходимо представить следующие документы:

- заявление о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права;

- доверенность, подтверждающую соответствующие полномочия представителя заявителя (в случае, если с заявлением обращается представитель);

- технический план гаража и правоустанавливающий документ на земельный участок (договор аренды).

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в размере 350 рублей.

- Оформляем право собственности на земельный участок и жилой дом по договору купли-продажи. Оплата: часть - наличный расчёт, часть – материнский капитал. В договоре прописаны доли всех членов семьи (муж, жена, двое детей). Необходим ли при этом ещё брачный договор, заверенный у нотариуса?

- В соответствии со ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации  имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К общему имуществу супругов относятся доходы каждого от разного рода деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты. Общим имуществом являются также приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги и т.д., а также любое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на кого оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Общее имущество супругов может быть разделено между ними по их соглашению, которое должно быть нотариально удостоверено. Таким документом (брачным договором) супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности. Брачный договор может быть заключён как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов. Жилое помещение, приобретённое (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного капитала), оформляется в общую собственность родителей, детей с определением размера долей по соглашению.

В Вашем случае, поскольку недвижимое имущество приобретается частично за счёт общих средств супругов и договор купли-продажи подразумевает определение размера долей в праве, в этой части договор купли-продажи содержит элементы брачного договора. Следовательно, данный договор подлежит нотариальному удостоверению.

Супруги также вправе представить на государственную регистрацию нотариально удостоверенный брачный договор, при наличии которого нотариальное удостоверение договора купли-продажи уже не потребуется. 

- С 2012 года у меня с администрацией МО «Калининский район» заключен договор аренды земельного участка, предназначенного для огородничества, государственная собственность на который не разграничена. Можно ли перевести этот земельный участок в мою собственность и что для этого нужно сделать?

- В соответствии с земельным законодательством осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, исключительно собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них. Однако, указанный в Вашем обращении земельный участок имеет вид разрешённого использования «для огородничества». Данные земельные участки предназначены для осуществления отдыха  и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая. Таким образом, нормы действующего законодательства не предусматривают выкуп земельного участка, указанного в Вашем обращении.

25 ноября 2019 года - Представители Управления Росреестра и филиала Федеральной кадастровой палаты по Тверской области приняли участие в «Ярмарке недвижимости», которая проходила с 22 по 24 ноября в Твери на площадке  торгового комплекса «Тандем». В течение двух дней специалисты тверского Росреестра консультировали посетителей по вопросам, связанным с государственной регистрацией договоров долевого участия в строительстве, а также государственной регистрацией прав на уже готовые объекты недвижимости. Жители Твери интересовались порядком регистрации прав на объекты долевого строительства, перечнем документов, необходимых для оформления собственности на такие объекты, а также последними изменениями в законодательстве, направленными на защиту прав участников долевого строительства.

Кроме того, ряд вопросов, с которыми обращались посетители ярмарки, касался продления так называемой «дачной амнистии». Специалисты тверского Росреестра обратили внимание граждан на то, что норма закона затрагивает только садовые и жилые дома, которые построены на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства. Амнистия будет действовать до 1 марта 2021 года, до этого времени граждане смогут в упрощённом порядке зарегистрировать права на недвижимость.

Заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Тверской области Елена Ахола: «До 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок. Если право заявителя на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, предоставлять правоустанавливающий документ на землю не надо. Необходимо иметь в виду, что созданный объект недвижимости должен соответствовать предельным параметрам, установленным федеральным законом, для соответствующих объектов недвижимости. Технический план объекта недвижимости подготавливается кадастровым инженером на основании декларации, заполненной правообладателем такого объекта».

Другие вопросы, с которыми посетители обращались к специалистам Росреестра, касались порядка перевода садового дома в жилой, оформления в собственность земельного участка,  расположенного под гаражом, использования материнского капитала при покупке квартиры в ипотеку, а также отчуждения доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество. Также посетители ярмарки могли заполнить специальную форму заявления на внесение в Единый государственный реестр недвижимости своих актуальных контактных данных – номера телефона и адреса электронной почты, познакомиться с застройщиками и строительными организациями, подобрать готовые дома, таунхаусы или квартиры в многоэтажках, получить советы относительно существующих программ господдержки, ипотеки и страхования.

20 ноября 2019 года - Жительница города Твери, полагая свои права нарушенными при проведении процедуры банкротства - конкурсного производства в отношении должника-застройщика, обратилась в органы прокуратуры с жалобой, подробно описав своё несогласие с порядком проведения банкротства в отношении задолжавшего ей общества.

С целью всестороннего изучения ситуации, связанной с банкротством застройщика, орган прокуратуры направил копию жалобы гражданки в Управление Росреестра по Тверской области. Поскольку гражданка просила провести проверку деятельности арбитражного управляющего, а такой функцией обладают только саморегулируемые организации (СРО) арбитражных управляющих, то Управление обратилось в саморегулируемую организацию, членом которой являлся конкурсный управляющий, для рассмотрения жалобы в касающейся части. Однако, СРО отказалась рассматривать жалобу, ссылаясь на завершение конкурсного производства застройщика.

По всей видимости, саморегулируемая организация полностью доверилась своему арбитражному управляющему, не проверив достоверность представленной им информации. На деле же завершение конкурсного производства должника было приостановлено в апелляционном суде, и, следовательно, у СРО не было оснований для отказа в рассмотрении жалобы.

Управление, усмотрев незаконность в бездействии саморегулируемой организации, обратилось в территориальный орган Росреестра по месту нахождения этой саморегулируемой организации с просьбой принять к ней административные меры за незаконный отказ и бездействие.

Внеплановая проверка деятельности СРО подтвердила правомерность выводов Управления. Саморегулируемой организации выдано предписание за незаконное бездействие. В дальнейшем СРО рассмотрела жалобу тверичанки.

Заместитель начальника отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Тверской области Татьяна Мухина: «В соответствии с законодательством саморегулируемые организации арбитражных управляющих обязаны рассматривать жалобы на своих членов и наделены правом проводить плановые и внеплановые проверки их деятельности. Для того, чтобы СРО арбитражных управляющих не уклонялись от исполнения возложенных на них обязанностей, законодательством предусмотрены строгие меры их ответственности. Так, если в течение года в деятельности СРО арбитражных управляющих более двух раз будут выявлены нарушения требований действующего законодательства, которые не устранены или носят неустранимый характер, то Росреестр вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении такой саморегулируемой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Если же СРО будет нарушать законодательство, не проверяя доводы арбитражного управляющего, то это может привести к более серьёзным последствиям: принятию к ней мер административного воздействия, вплоть до прекращения её деятельности».

На Общественном совете при Управлении Росреестра по Тверской области обсудили типовые нарушения, допускаемые кадастровыми инженерами при формировании технической документации и влекущие принятие решений о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.


18 ноября 2019 года – Согласно статистике Управления Росреестра по Тверской области в Верхневолжье отмечается снижение доли приостановок и отказов при проведении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав за 9 месяцев 2019 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Так, доля приостановлений по заявлениям о государственном кадастровом учёте составила 14,29%, доля отказов доведена до 7,23%. Год назад данные показатели равнялись 17,8% и 11% соответственно.

Однако, несмотря на повышение качества материалов, поступающих от кадастровых инженеров, всё же отмечаются нарушения законодательства в сфере кадастрового учёта. К примеру, в ходе проведения государственного кадастрового учёта многоквартирных домов и всех расположенных в них жилых и нежилых помещений, а также жилых домов блокированной застройки специалистами Управления выявляется целый ряд причин, являющихся основаниями для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав. Среди них:

- окончание срока аренды земельного участка, предоставленного под строительство многоквартирного жилого, на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- несоответствие вида разрешённого использования земельного участка назначению объекта капитального строительства;

- разночтение сведений технического плана, проектной документации и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- отсутствие в техническом плане сведений обо всех помещениях, расположенных в многоквартирном жилом доме.

В отношении государственного кадастрового учёта земельных участков под созданными или строящими многоквартирными жилыми домами выявляются следующие основания для приостановления:

-  отсутствие согласия всех участников долевого строительства (если договором участия в долевом строительстве не предусмотрено иное);

-  отсутствие согласия залогодержателя земельного участка (кредитной организации);

- истечение срока аренды земельного участка, в результате раздела которого образуются несколько новых земельных участков;

- отсутствие в межевом плане сведений об объектах недвижимости, расположенных на образуемых земельных участках;

- отсутствие проекта межевания территории;

- несоответствие размера образуемого земельного участка установленным правилами землепользования и застройки требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «В целях снижения количества приостановлений при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав в отношении многоквартирных жилых домов и земельных участков, расположенных под ними, Управлением ежемесячно анализируются причины, послужившие основанием для принятия соответствующих решений. По результатам проведённого анализа информация о выявленных ошибках направляется в саморегулируемые организации кадастровых инженеров и органы местного самоуправления, к обязанностям которых в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отнесены полномочия по подаче заявлений о государственном кадастровом учёте объектов недвижимости на основании выданных разрешений на ввод объекта в эксплуатацию».

Члены Общественного совета также обсудили итоги акции для ветеранов Великой Отечественной войны по оформлению недвижимости, организованной Управлением Росреестра по Тверской области в 2019 году, и предложения по проведению мероприятий в 2020 году, приуроченных к 75-летию Победы.

13 ноября 2019 года – По результатам деятельности Управления Росреестра по Тверской области за 9 месяцев 2019 года доходы бюджетов различных уровней пополнились на 259,4 млн рублей. Так, за счёт средств, полученных при оказании государственных услуг Росреестра, федеральный бюджет пополнился на 142,7 млн руб., что на 5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Такова сумма государственной пошлины за оказание государственной услуги по регистрации прав на недвижимое имущество и платы за предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

В тверском регионе с ноября 2017 года полномочиями по приёму и выдаче документов по государственным услугам Росреестра наделено ГАУ Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». При обращении физических и юридических лиц через офисы МФЦ 50% госпошлины (платы) за государственные услуги Росреестра перечисляется в региональный бюджет. В результате за 9 месяцев текущего года бюджет Тверской области пополнился на 111,5 млн рублей, что на 12% больше, чем в 2018 году (99,5 млн руб.).

 

Начальник финансово-экономического отдела Управления Росреестра по Тверской области Светлана Рубцова: «Большую часть этой суммы (111,2 млн рублей) составляет государственная пошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество, остальные средства – это плата за предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости. Рост денежных поступлений в федеральный и региональный бюджеты вполне объясним и  напрямую связан с ростом числа учётно-регистрационных действий, осуществляемых Управлением в январе-сентябре 2019 года».

 

Помимо полномочий по администрированию доходов бюджета в результате поступлений государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и платы за предоставление сведений из ЕГРН, Управление Росреестра по Тверской области также наделено полномочиями по администрированию доходов бюджета в результате поступлений штрафов за нарушение земельного законодательства.

Так, по итогам работы за 9 месяцев 2019 года в местные бюджеты в виде штрафов за нарушение земельного законодательства поступило более 5,3 млн. руб., что на 26% больше, чем в 2018 году (4,2 млн рублей).

8 ноября 2019 года – 7 ноября состоялось расширенное заседание коллегии Управления Росреестра по Тверской области, посвящённое подведению итогов работы за 9 месяцев 2019 года, в том числе и в учётно-регистрационной сфере.

Всего за январь-сентябрь Управлением проведено 167,5 тыс. учётно-регистрационных действий, что на 17,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Из них по государственной регистрации прав – 128,2 тыс., государственному кадастровому учёту – 27,5 тыс., одновременной процедуре учёта и регистрации – 11,6 тыс. Оживление на рынке недвижимости прослеживается, в первую очередь, по направлению государственной регистрации прав. Данный показатель вырос на четверть по сравнению с прошлым годом. 

Кроме того, в тверском регионе наблюдается рост числа зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве: в январе-сентябре 2019 года их количество составило 3085, что на 12% больше по сравнению с прошлым годом. В свою очередь, на 10,5% снизилось число зарегистрированных ипотек (жилых, нежилых объектов и земельных участков) и составило 12,9 тыс.

С января 2017 года Росреестром реализована возможность проведения государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта по экстерриториальному принципу. Всего за 9 месяцев текущего года в Управление из других регионов по экстерриториальному принципу поступило 7,2 тыс. заявлений, что на 8,9% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

На особом контроле у руководства Управления находятся показатели по количеству приостановлений и отказов при государственном кадастровом учёте и регистрации прав. В январе-сентябре 2019 года всего вынесено 11,5 тыс. решений о приостановлении государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта, а также 4,7 тыс. решений об отказе в учётно-регистрационных действиях.  В результате по итогам работы за 9 месяцев 2019 года в тверском регионе доля приостановлений по заявлениям о государственной регистрации прав составила 3,27% (при целевом показателе 5,5%), по заявлениям о государственном кадастровом учёте - 14,29% (при целевом показателе 16%). Доля отказов доведена до 0,84% и 7,23% соответственно (при целевых показателях 0,95% и 8%).

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Одной из главных задач, стоящих перед Управлением, является продолжение реализации мероприятий, направленных на снижение количества решений о приостановлении и об отказе в учётно-регистрационных действиях. Речь идёт проведении семинаров-совещаний, круглых столов, консультационных и рабочих встреч с кадастровыми инженерами, органами местного самоуправления и иными профессиональными участниками рынка недвижимости.  Кроме того, Управление планирует продолжить практику проведения обучающих мероприятий с участием представителей тверского ГАУ МФЦ в целях повышения качества приёма документов на оказание услуг Росреестра».

Собираюсь снести старый дом и построить на его месте новый. Нужно ли снимать с учёта прежнее здание?
П. Осипов, Бежецк.
- Прежде чем строить новый дом, снесённый нужно снять с государственного кадастрового учёта и прекратить на него право собственности. Иначе на старый дом по-прежнему будут начислять налог, - предупредил начальник Бежецкого межмуниципального отдела Цветкова Е.А. – Чтобы снять дом с учёта, обратитесь к кадастровому инженеру для составления акта обследования. Этот документ - подтверждение того, что объект прекратил существование. Затем подайте заявление о снятии с кадастрового учёта в многофункциональный центр или через сайт rosreestr.ru. В последнем случае необходима электронная цифровая подпись. Госпошлину за снятие с учёта объекта недвижимости не берут. С учёта снимают в срок не более 12 рабочих дней со дня приёма заявления и документов.  

С 1 ноября 2019 года заработала норма вступившего в силу 13 августа 2019 года Федерального закона от 02.08.2019 №286-ФЗ, который дополнил Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» статьей 36.2. Новая норма обеспечивает защиту прав граждан от мошеннических действий с их недвижимостью, совершённых с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП).

Отныне Управление Росреестра по Тверской области обязано уведомить собственника о поступлении на государственную регистрацию в отношении принадлежащих ему объектов недвижимости заявления и документов в электронной форме, подписанных УКЭП. Уведомления будут направляться либо на адрес электронной почты, либо по телефону. Стоит отметить, что норма будет действовать независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) отметки о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП.

 

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «В связи с началом действия новой нормы закона Управление Росреестра по Тверской области обращает внимание правообладателей недвижимости на важность актуализации контактных данных, содержащихся в ЕГРН. Если у вас изменился номер телефона или адрес электронной почты, необходимо сообщить об этом в региональное Управление Росреестра. Сделать это можно посредством обращения в любой удобный для вас офис МФЦ и заполнения специального бланка заявления».

Напомним, что вступивший в силу 13 августа 2019 г. Федеральный закон от 02.08.2019 №286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» установил необходимость представления гражданином заявления о внесении в ЕГРН соответствующей отметки (отметки о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП) в случае, когда гражданин намеревается при отчуждении принадлежащего ему имущества подавать на госрегистрацию в электронном виде заявление и документы, подписанные УКЭП.

Такое заявление должно быть представлено заявителем в форме документа на бумажном носителе при личном обращении в орган регистрации прав или направлено по почте. Оно может быть подано как в отношении одновременно всех объектов недвижимости, принадлежащих гражданину, так и в отношении любого из них.

Если такое заявление не было представлено и в ЕГРН не внесена отметка (запись) о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП, данное обстоятельство является основанием для возврата без рассмотрения поступившего заявления и прилагаемых к нему документов на объект недвижимости, принадлежащий гражданину, представленных в форме электронных документов, подписанных УКЭП.

С момента вступления Закона в силу в Росреестр подано немногим более 1,4 тыс. заявлений о внесении в ЕГРН отметки о возможности регистрации с использованием УКЭП.