Управление Росреестра по Тверской области

Росреестр

О Росреестре

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, федеральному государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Подведомственными учреждениями Росреестра являются ФГБУ «ФКП Росреестра» и ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД».

 

Контакты для СМИ
Макарова Елена Сергеевна
помощник руководителя
Управления Росреестра по Тверской области
+7 909 268 33 77, (4822) 34 62 24
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.rosreestr.ru
170100, Тверь, Свободный пер., д. 2

Управлением Росреестра по Тверской области в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных на осуществление государственного кадастрового учёта земельного участка, расположенного в одном из садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) Калининского района,  были выявлены нарушения требований действующего законодательства, допущенные кадастровым инженером при проведении кадастровых работ и подготовке технической документации. Соответствующая жалоба была направлена в Прокуратуру Тверской области.

Кадастровый инженер А. подготовил межевой план в связи с образованием земельного участка путём перераспределения земельного участка, расположенного в СНТ, и земель кадастрового квартала в границах данного СНТ.

В соответствии с требованиями действующего законодательства образование земельного участка путём перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности гражданина, с земельным участком общего назначения в пределах территории садоводства или огородничества возможно исключительно с согласия членов соответствующего товарищества, либо с лицом, уполномоченным на такое согласование общим собранием членов такого товарищества.

Вместе с тем, к направленному межевому плану был представлен не акт согласования границ земельного участка, а Постановление Администрации об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также ходатайство председателя  СНТ о согласовании выкупа части земельного участка из свободных земель СНТ.

Начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Тверской области Елена Мухина: «Земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не являются земельными участками муниципальной собственности. Полномочия по распоряжению (в том числе предоставлению за плату) земельными участками общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества у администрации отсутствуют. Документ о согласии всех собственников земельных участков в границах СНТ либо документ о наделении всеми участниками СНТ председателя соответствующими полномочиями представлен не был. Таким образом, кадастровому инженеру был заведомо известен тот факт, что администрация и председатель СНТ не обладают полномочиями на распоряжение земельными участками СНТ».

Указанные сведения были проигнорированы кадастровым инженером, что привело к легализации увеличения площади земельного участка гражданина за счёт пожарного водоёма и дороги общего пользования.

 

Постановлением мирового судьи, оставленным без изменения решением районного суда, кадастровый инженер А. признан виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей.

Управление Росреестра по Тверской области продолжает публиковать ответы на вопросы, поступающие от граждан и юридических лиц в адрес Управления и касающиеся постановки объектов недвижимости на кадастровый учёт и регистрации прав на недвижимое имущество.

- Добрый день. Прошу подсказать, является ли передаточный акт неотъемлемой частью договора купли-продажи, подлежит ли он государственной регистрации и нужен ли экземпляр передаточного акта для регистрирующего органа? Нужно ли указывать СНИЛС в паспортных данных продавца и покупателя в договоре купли-продажи квартиры?

Игорь К.

- Статья 550 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) устанавливает, что договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путём составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечёт его недействительность.

Согласно статье 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному ему лицу в месте нахождения товара.

Статья 421 ГК РФ предусматривает, что условия договора определяются по усмотрению сторон. Таким образом, действующим законодательством не установлено  обязательство сторон  по составлению и подписанию акта приёма-передачи (передаточного акта) к договору купли-продажи квартиры.

Вместе с тем, в случае если стороны договора пришли к соглашению, что обязанность продавца передать товар, а покупателя его принять, подтверждается актом приёма-передачи, то он будет являться неотъемлемой частью договора купли-продажи и обязателен для представления в орган регистрации прав вместе с договором купли-продажи.

Согласно части 2 статьи 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключённым с момента такой регистрации. Передаточный акт, в отличие от договора купли-продажи, государственной регистрации не подлежит.

Отметим, что договор купли-продажи жилого помещения не требует государственной регистрации как сделка, если он заключён после 01.03.2013. При этом переход права по такой сделке подлежит обязательной регистрации.

Представление на бумажном носителе экземпляра-подлинника договора купли-продажи и акта приёма-передачи, в случае если его наличие предусмотрено условиями договора, для помещения органом регистрации в реестровое дело является обязательным.

Что же касается СНИЛС, то обязательное его указание в договоре в сведениях о сторонах сделки не предусмотрено действующим законодательством. Отсутствие указанных сведений не является основанием для приостановления учётно-регистрационных действий. Вместе с тем Вы вправе указать СНИЛС в заявлении о государственной регистрации права собственности, переходе права собственности на квартиру при их подаче в орган регистрации прав.

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены» (о «гаражной амнистии») внесён в Государственную Думу. Данный законопроект, разработанный при участии Росреестра, призван внести ясность в регулирование вопросов оформления прав на объекты гаражного назначения и земельные участки, на которых они расположены. Принятие законопроекта планируется в весеннюю сессию.

Как заявил руководитель Росреестра Олег Скуфинский, после принятия законопроекта о «гаражной амнистии» ведомство окажет максимальную поддержку органам исполнительной власти регионов, в том числе консультационную и методическую помощь, чтобы у граждан не возникало проблем при оформлении прав на гаражные объекты.

В законопроекте максимально учтены пожелания граждан, а также позиции органов власти в субъектах РФ и органов местного самоуправления. Отмечается, что в настоящее время граждане испытывают трудности при оформлении своих гаражей и зачастую вынуждены обращаться в суды. В этой связи законопроект предлагает комплексное решение данного вопроса, что позволит всем категориям граждан воспользоваться новым механизмом и зарегистрировать права на свои гаражные объекты.

Чтобы оформить гараж в собственность, граждане должны будут обратиться в орган местного самоуправления (в том числе через МФЦ) с заявлением о предоставлении участка под существующим гаражом с приложением любого документа, который подтверждает факт владения гаражом. Заявление на регистрацию и участка и гаража должен будет подать орган местного самоуправления, при этом госпошлину платить не нужно».

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «В настоящее время для государственной регистрации права собственника на гараж необходимо обратиться в тверской Росреестр с заявлением установленного образца, приложив экземпляр справки автокооператива о выплате паевого взноса и приобретении права собственности (подлинник и копию), а также уплатив государственную пошлину в размере 2 тыс. руб. На данный момент Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о 42,6 тыс. гаражей, расположенных на территории Тверской области и оформленных в собственность. Число прав, зарегистрированных на земельные участки под гаражами, в 10 раз меньше – всего  4,4 тысячи».

Стоит обратить внимание на то, что «гаражная амнистия» распространяется на объекты гаражного назначения, возведённые до введения в действие Градостроительного кодекса РФ (31.12.2004). Речь идёт только о капитальных сооружениях, у которых есть фундамент и стены. Сооружения должны быть одноэтажными, без жилых помещений. Они могут входить в состав гаражно-строительных кооперативов или быть отдельно стоящими капитальными постройками. Земля, на которой расположен гараж, должна находиться в ведении государства. Не попадают под «гаражную амнистию» самострои и подземные гаражи при многоэтажках и офисных комплексах. Также законопроект предусматривает максимально простой механизм размещения некапитальных гаражей, в том числе для льготных категорий граждан.

Законопроектом устанавливается перечень документов, подтверждающих владение гражданином объектом гаражного назначения. К ним могут относиться документ о выплате пая в гаражном кооперативе, ранее полученное решение о распределении гаража, ранее полученные документы технической инвентаризации и другое.

Регионы, в свою очередь, наделяются полномочиями по установлению дополнительного перечня документов, которые позволят гражданам приобрести право на землю под гаражом. Также для исключения возможных дополнительных расходов граждан законопроектом предусматривается упрощённый порядок кадастрового учёта таких объектов.

Государственная Дума приняла в третьем чтении проект федерального закона № 933960-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части расширения перечня заказчиков комплексных кадастровых работ (ККР).

В настоящее время заказчиками ККР выступают органы местного самоуправления. Финансирование работ производится за счёт средств местных бюджетов и субсидий, направляемых из региональных и федерального бюджетов. Законопроект предоставит возможность заказывать комплексные кадастровые работы гражданам и юридическим лицам за счёт внебюджетных средств. Одним из главных преимуществ закона является возможность для частных лиц значительно снизить затраты при выполнении ККР.

В рамках доработки законопроекта ко второму чтению в число заказчиков комплексных кадастровых работ были включены органы государственной власти субъектов Российской Федерации в случае выполнения таких работ за счёт бюджетных средств, что позволит сократить сроки выполнения комплексных кадастровых работ. Также введены положения, предусматривающие более полное информирование населения о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам выполнения комплексных кадастровых работ. Кроме того, орган регистрации прав будет информировать об итогах внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений по результатам проведения ККР, выполненных за счёт внебюджетных средств. Это будет осуществляться путём направления уведомления представителю заказчиков таких работ и кадастровому инженеру, непосредственному исполнителю этих работ.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Законопроект напрямую коснётся жителей Тверской области. В конце августа 2020 года между Росреестром и Правительством Тверской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на проведение комплексных кадастровых работ в 2021-2023 годах. Общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Тверской области, в соответствии с соглашением в 2021 году составит порядка 7, 3 млн рублей, в 2022 году – 6,6 млн рублей, в 2023 – 11, 9 млн рублей. Реализация положений законопроекта будет способствовать наполнению Единого государственного реестра недвижимости актуальными и точными сведениями об объектах недвижимости, что, в свою очередь, позволит выстроить эффективное управление земельными ресурсами и оказывать услуги гражданам на качественно новом уровне».

С 19 декабря вступает в силу федеральный закон, продлевающий «дачную амнистию»

С 19 декабря 2020 года вступает в силу Федеральный закон от 08.12.2020 № 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», пролонгирующий срок действия «дачной амнистии» до 1 марта 2026 года.


Таким образом, «дачная амнистия», которая действует в нашей стране с 2006 года и должна была завершиться в марте 2021 года, продлевается ещё на 5 лет. При этом расширяется перечень объектов недвижимости, подпадающих под оформление в упрощённом порядке.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «Последние несколько лет «амнистия» касалась исключительно садоводов. Под упрощённый порядок не попадали жилые дома, построенные на землях, выделенных под ведение индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства. Такие дома оформлялись через уведомительный порядок. Новый закон предусматривает, что упрощённый порядок оформления прав граждан продлевается на срок 5 лет и действует в отношении индивидуальных жилых домов и садовых домов, построенных как на садовых участках, так и на участках для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства, если участок расположен в границах населённого пункта».


При этом собственникам необходимо иметь в виду, что и индивидуальные жилые и садовые дома должны соответствовать предельным параметрам строительства. Информация о таких параметрах содержится в правилах землепользования и застройки соответствующего поселения или городского округа. Соблюдение указанных требований поможет правообладателям избежать проблем, связанных с незаконным строительством.

Для государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в упрощённом порядке необходимо представить только технический план объекта недвижимости и правоустанавливающие документы на земельный участок (если в Едином государственном реестре недвижимости право заявителя на него не зарегистрировано). Технический план на строение готовит кадастровый инженер. Он же может подсказать собственнику, как заполнить декларацию. Все необходимые документы владелец сможет подать в тверской Росреестр самостоятельно.

Всего за 11 месяцев 2020 года в тверском регионе Росреестром в упрощённом порядке на садовые и жилые дома зарегистрировано 456 прав. Это на 17,5 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (553 права).

Справочно:

«Дачной амнистией» называют упрощённый порядок оформления прав граждан на земельные участки и отдельные виды зданий и сооружений, в том числе садовые дома, гаражи и хозяйственные постройки, возникший в связи с вступлением в силу 1 сентября 2006 года Федерального закона от 30.06.2006 года №93-ФЗ. Закон был призван вовлечь в гражданский оборот жилую недвижимость, что позволило правообладателям совершать ней различного рода сделки. Согласно статистике Росреестра, с начала действия «дачной амнистии» в упрощённом порядке зарегистрированы права собственности в отношении более 13,5 млн объектов недвижимости. 

В тверском регионе за время действия «дачной амнистии» в упрощённом порядке зарегистрировано порядка 126 тысяч прав граждан на объекты недвижимости (земельные участки, садовые дома, индивидуальные жилые дома, гаражи, хозяйственные постройки). Наибольшая активность жителей Верхневолжья наблюдалась в 2009 году. В указанный период количество прав граждан, зарегистрированных в рамках закона о «дачной амнистии», превысило 36 тысяч. За весь срок действия закона данный показатель остаётся максимальным.

10 декабря состоялось заседание Общественного совета при Управлении Росреестра по Тверской области. Мероприятие, организованное в формате видеоконференцсвязи, открыл заместитель председателя Общественного совета, генеральный директор Ассоциации саморегулируемой организации "Тверское объединение строителей" Юрий Серковский. После его выступления слово взял руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов. Он поздравил одного из членов Общественного совета, генерального директора регионального информационного агентства "Верхневолжье" Александра Громова с пятилетием медиахолдинга, отметившего свой первый юбилей в конце ноября.


Далее в рамках заседания Общественного совета было рассмотрено два основных вопроса. Один из них касался судебной практики по делам с участием Росреестра. Ввиду  множества функций, осуществляемых Росреестром и его территориальными органами, требования граждан и юридических лиц, которые  обращаются в суд за обжалованием принятых органом регистрации прав решений, разноплановые.

Общее число судебных дел с участием Управления Росреестра по Тверской области по состоянию на 1 декабря 2020 года составило 2185. Наибольшее количество судебных дел с участием Управления – это судебные споры, связанные с осуществлением государственного кадастрового учёта и государственной регистрацией прав. Практически по всем делам, касающимся объектов недвижимости, истцы или сам суд привлекает орган регистрации прав к участию.

На конец текущего года в судебном порядке было обжаловано всего 45 решений Управления, в том числе:

18 решений об отказе в осуществлении учётно-регистрационных действий,

10 решений о приостановлении в осуществлении учётно-регистрационных действий,

17 иных действий (бездействия).

При этом лишь 3 решения не в пользу Управления вступили в законную силу, одно из них частично удовлетворено (все решения связаны с осуществлением учётно-регистрационных действий). Но в этой части следует отметить, что государственного регистратора принимать решения об отказе в осуществлении государственной услуги вынуждает неурегулированность на законодательном уровне отдельных вопросов. Ведь в этом случае только суд вправе применять аналогию закона, а порой, и не применяя её, встать на сторону заявителя.

На заседании были приведены конкретные примеры по отдельным делам с участием Управления Росреестра по Тверской области, связанным с осуществлением государственной регистрации прав и государственного кадастрового учёта, имеющих особый социальный интерес. Поднятая тема оказалась настолько важной, что члены Общественного совета приняли решение о вынесении её на обсуждение Общественного совета при Министерстве имущественных и земельных отношений Тверской области.

Согласно статистике Управления Росреестра по Тверской области, за 9 месяцев 2020 года в тверском регионе принято 2,7 тыс. заявлений на объекты недвижимости, расположенные на территории других субъектов, что на 52% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Всего по экстерриториальному принципу* в январе-сентябре 2020 года тверским Росреестром обработано 11,4 тыс. заявлений. Рост показателя к прошлому году составил 29%.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: "Основное количество заявлений по экстерриториальному принципу поступают из Московской области и г. Москвы, а также принимаются в г. Твери в отношении объектов, расположенных на территории указанных субъектов. Так, количество заявлений, поступивших по экстерриториальному принципу на рассмотрение в Управление из других регионов за 9 месяцев текущего года, выросло на 23% и составило 8,7 тыс. За аналогичный период 2019 года  количество поступивших заявлений было чуть более 7 тысяч".

Управление Росреестра по Тверской области напоминает, что для оказания государственных услуг по постановке на кадастровый учёт
и (или) регистрации прав по экстерриториальному принципу в каждом субъекте России выделены отдельные офисы. В Тверской области подать соответствующее заявление можно по адресу: г.Тверь, ул.Горького, 27.


Учётно-регистрационные действия по экстерриториальному принципу проводятся на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту приёма от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора этого органа. В этом случае государственный регистратор также обязан провести проверку представленных документов на предмет отсутствия предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оснований для возврата заявления без рассмотрения, а также их соответствия требованиям закона.
Проведение регистрации по экстерриториальному принципу подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, заверенной государственным регистратором по месту приёма документов. Регистрационная надпись на документах проставляется государственным регистратором по месту приёма документов и содержит слова «Регистрация осуществлена по месту нахождения объекта», а также наименование соответствующего территориального органа Росреестра.

* Экстерриториальный принцип оказания услуг Росреестра – это возможность обращаться за государственной регистрацией прав и постановкой на государственный кадастровый учёт в офис приёма-выдачи документов независимо от места расположения объекта недвижимости.

В октябре 2020 года Управлением Росреестра по Тверской области зарегистрировано 502 договора долевого участия в строительстве жилья (ДДУ), из них 152 - с привлечением кредитных средств. Рост показателя по регистрации ДДУ в октябре по отношению к сентябрю в тверском регионе составил 8,4 %.

Всего за 9 месяцев 2020 года тверским Росреестром зарегистрировано 2, 6 тыс. договоров долевого участия в строительстве жилья. Это на 14 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (чуть более 3 тыс. ДДУ). Между тем, поквартальная динамика показателя регистрации договоров долевого участия в строительстве в январе-сентябре 2020 года является положительной:

- за 1 квартал зарегистрировано 657 договоров долевого участия;

- за 2 квартал - 741 ДДУ;

- за 3 квартал уже 1 263 ДДУ.

Стоит отметить, что более чем в половине случаев приобретения жилья по ДДУ в январе-сентябре текущего года (51,5 %) жители Верхневолжья задействовали ипотечные средства.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области      Ольга Новосёлова: "Поквартальный рост показателя регистрации договоров долевого участия в строительстве в тверском регионе обусловлен, с одной стороны, реализацией программы по выдаче льготной ипотеки на приобретение жилья в новостройках, с другой - ростом числа многоквартирных домов, введённых в эксплуатацию и поставленных на государственный кадастровый учёт в январе-сентябре текущего года. Так за указанный период Управлением поставлено на кадастровый учёт 49 многоквартирных домов, в аналогичном периоде 2019 года - 46 таких объектов недвижимости. Причём основная часть новостроек расположена на территории г. Твери и Калининского района Тверской области".

26 ноября Управление Росреестра по Тверской области в формате видеосвязи провело мероприятие «День Росреестра» в Ржевском районе. Помимо руководства Управления и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, в мероприятии приняли участие Глава города Ржева Роман Крылов, исполняющий полномочия Главы  Ржевского района Тверской области Михаил Петрушихин, Глава администрации Зубцовского района Тверской области Елена Николаева, представители комитетов по управлению имуществом города Ржева, Ржевского, Зубцовского, Старицкого и Оленинского районов, представители администраций муниципальных образований, кадастровые инженеры.

В ходе мероприятия был представлен отчёт о работе Ржевского межмуниципального отдела Управления за 9 месяцев 2020 года, а также рассмотрены вопросы, связанные с государственной регистрацией прав (ГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним, государственным кадастровым учётом (ГКУ) объектов недвижимости, проведением комплексных кадастровых работ, земельным надзором и иным вопросам, относящимся к компетенции территориального органа Росреестра.

В частности, участникам мероприятия подробно разъяснили обязанности органов местного самоуправления (ОМСУ) по предоставлению документов в орган регистрации прав для осуществления ГКУ и ГРП, а также в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В этой связи до представителей муниципальных образований доведена информация о возможностях и особенностях использования электронного сервиса Росреестра «Личный кабинет правообладателя». Благодаря удобству сервиса в электронном виде можно получать абсолютно все сведения Росреестра, точно такие же, как и при запросе в МФЦ на бумаге.

Отдельно участники мероприятия обсудили реализацию мероприятий «дорожной карты» по проекту «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями». Были подведены первые итоги реализации подпроектов "дорожной карты" и даны рекомендации по работе с перечнями объектов недвижимости с недостающими характеристиками, а также рекомендации по выявлению правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости.

Кроме того, в рамах "Дня Росреестра" были рассмотрены типовые ошибки, допускаемые как ОМСУ, так и кадастровыми инженерами при подготовке и представлении документов в орган регистрации прав. Также представители тверского Росреестра рассказали о необходимости использования органами местного самоуправления материалов государственного фонда данных (ГФД), полученных в результате проведения землеустройства. Такая необходимость продиктована целым рядом причин. К примеру, без материалов ГФД не обойтись при проведении работ по описанию границ муниципальных образований, населённых пунктов и территориальных зон.

Управление Росреестра по Тверской области продолжает публиковать ответы на вопросы, поступающие от граждан и юридических лиц в адрес Управления и касающиеся постановки объектов недвижимости на кадастровый учёт и регистрации прав на недвижимое имущество.

- Здравствуйте. В январе 2017 года я приобрел земельный участок, расположенный в Заволжском сельском поселении. Данный земельный участок расположен на землях сельхозназначения, разрешённое использование «для ведения крестьянского хозяйства». До приобретения мною данного участка предыдущий собственник размежевал большой участок (примерно в размере 1 га), сделал кадастровые паспорта и продавал. На купленном мной участке я провёл сеть электроэнергии, установил забор. Мои соседи также установили определённые постройки. Когда я пришёл в администрацию Заволжского с/п для получения информации по строительству, мне сказали, что данные земли относятся к пашням и делить их, устанавливать столбы электроэнергии, заборы и т.п. нельзя. Прошу помочь разобраться в правомерности действий продавца, а также установить реальное разрешённое использование земель. Прошу подсказать, какие строения по закону можно возвести и какие мои дальнейшие действия по урегулированию вопроса с данным з/у.

- Указанный Вами земельный участок образован путём раздела исходного земельного участка. В соответствии со статьёй Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Поэтому предыдущий владелец распорядился данным участком (произвёл раздел и отчудил его) в соответствии с действующим законодательством.

Что же касается Ваших действий, то стоит отметить следующее. Согласно Правилам землепользования и застройки Заволжского сельского поселения указанный Вами земельный участок расположен на землях с категорией сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, в которые входят сельскохозяйственные угодья – пашни.

Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельхозназначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (п.1 ст. 79 Земельного Кодекса РФ).

Согласно статье 6 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и  оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Статья 5 Закона № 74-ФЗ установила, что фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон  от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусматривает порядка изменения вида разрешённого использования в отношении сельскохозяйственных угодий. Иного федерального закона, регламентирующего такой порядок, не имеется.

Таким образом, полагаем, что единственным законным способом изменить вид разрешённого использования земельного участка, в состав которого входят сельскохозяйственные угодья, для дальнейшего строительства объектов, является изменение категории земель в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ                «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Согласно статистике Управления Росреестра по Тверской области за 9 месяцев 2020 года в тверском регионе всего зарегистрировано 13,7 тыс. ипотек (жилых, нежилых объектов и земельных участков), что на 5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (12, 9 тыс.).

Если анализировать поквартальную статистику зарегистрированных в 2020 году ипотек, то стоит отметить значительное увеличение ипотечных сделок в 3 квартале. Именно в этот период зарегистрировано 6,3 тыс. ипотек, что почти в два раза превышает показатель 1 квартала текущего года (3,2 тыс.). Во 2 квартале число зарегистрированных ипотек чуть превысило 4 тыс.

Немаловажную роль в увеличении показателя зарегистрированных ипотек сыграла выдача так называемой «льготной ипотеки».

Напомним, что в конце апреля в Тверской области кредитные организации начали выдавать кредиты в рамках программы льготной ипотеки под 6,5% годовых (и ниже) для покупателей жилья в новостройках. Такая программа была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2020 № 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году».

Заёмщики, претендующие на льготную ипотеку, заключают либо договор долевого участия в строительстве, либо договор купли-продажи квартиры от застройщика (в многоквартирных домах и домах блокированной застройки, созданных (построенных) с привлечением денежных средств участников долевого строительства и введённых в эксплуатацию). На вторичный рынок жилья льготная ипотека не распространяется.

Кредит составляет до 6 млн. рублей (включительно) для жилых помещений, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением           г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Первоначальный взнос должен составлять не менее 15% от стоимости жилья.

Всего за 6 месяцев 2020 года (с 15 мая по 15 ноября) тверским Росреестром зарегистрировано 298 льготных ипотек, причем 102 из них - только за один октябрь.

На 14 % выросла доля услуг, предоставляемых Управлением Росреестра по Тверской области в электронном виде в январе-сентябре 2020 года. Такая цифра была озвучена на расширенном заседании коллегии тверского Росреестра, посвящённом подведению итогов работы за 9 месяцев текущего года, в том числе и в учётно-регистрационной сфере.

С января по сентябрь 2020 года в Управление Росреестра по Тверской области поступило 73,7 тыс. заявлений на предоставление услуг в электронном виде, что составило 39,1 % от общего количества рассмотренных в отчётном периоде заявлений о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав. Это на 14 % больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда количество электронных заявлений составило порядка 41,5 тыс. или 24,8 % от общего числа рассмотренных заявлений.

Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «На фоне одиннадцатипроцентного роста общего показателя заявлений о государственном кадастровом учёте и регистрации прав, рассмотренных за 9 месяцев текущего года, мы наблюдаем чёткую динамику увеличения доли заявлений, поступивших в Управление именно в электронном виде. Как показывает практика, основными потребителями электронных услуг Росреестра являются органы власти, банковские организации, застройщики, нотариусы. Граждане же за получением электронных услуг обращаются значительно реже».

Всего за январь-сентябрь тверским Росреестром рассмотрено 188,5 тыс. заявлений о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав. Из них по государственной регистрации прав – 149,1 тыс., государственному кадастровому учёту – 29,5 тыс., одновременной процедуре учёта и регистрации – 9,8 тыс. Оживление на рынке недвижимости прослеживается, в первую очередь, по направлению государственной регистрации прав. Данный показатель по сравнению с прошлым годом вырос на 16,3 %. 

Вместе с тем, если анализировать статистику рассмотренных заявлений поквартально, то стоит отметить значительную активность на рынке недвижимости именно в 3 квартале 2020 года. В этот период тверским Росреестром рассмотрено 91,9 тыс. заявлений о государственном кадастровом учёте и регистрации прав, что практически соответствует суммарному числу рассмотренных заявлений за 1 и 2 квартал текущего года (45,9 тыс. и 50,6 тыс.). 

Что же касается показателей по количеству приостановлений и отказов при государственном кадастровом учёте и регистрации прав, то за 9 месяцев текущего года они составили 2,8 % и 0,9 % соответственно. При этом число приостановок по сравнению с прошлым годом сократилось более чем в 2 раза (с 11,5 тыс. за 9 месяцев 2019 года до 5,4 тыс. за аналогичный период 2020 года), отказов – в 2,8 раза (с 4,7 тыс. за 9 месяцев 2019 года до 1,7 тыс. за январь-сентябрь текущего года).

16 ноября 2020 года Управлением Росреестра по Тверской области поставлен на кадастровый учёт детский сад, расположенный по улице Верховская в посёлке Ривицкий Максатихинского района.

Общая площадь двухэтажного объекта с подвалом составляет более 1500 кв. м. Дошкольное образовательное учреждение рассчитано на 60 мест. В здании расположено три группы для дневного пребывания детей: две для детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет и одна для детей среднего дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Кроме того, детский сад оборудован помещением для спортивных и музыкальных занятий, пищеблоком, медицинским блоком.

Начальник отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Тверской области Артём Воробьёв: «Документы на постановку детского сада на кадастровый учёт поданы в электронном виде Администрацией Максатихинского района Тверской области. По результатам рассмотрения представленных документов (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и технический план, подготовленный кадастровым инженером) принято решение об осуществлении государственного кадастрового учёта в отношении детского сада. Объекту присвоен кадастровый номер 69:20:0270400:791».

 

За последние полгода Управлением Росреестра по Тверской области осуществлена постановка на кадастровый учёт пяти социально значимых объектов, расположенных в Твери, Старице, Лихославльском и Максатихинском районах.  

Что делать, если в силу тех или иных причин собственник квартиры в строящемся многоквартирном доме решил её продать до сдачи дома в эксплуатацию

В сложившихся обстоятельствах приобретённые квадратные метры в строящемся доме отчуждаются исключительно по договору уступки прав требования, при этом договор обязательно проходит государственную регистрацию. За 9 месяцев 2020 года тверским Росреестром зарегистрировано 276 таких договоров.

Заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Тверской области Елена Ахола: «Если после приобретения квартиры в строящемся доме собственник решил продать её на этапе, предшествующем завершению ввода в эксплуатацию, ему потребуется оформить договор уступки прав требования по договору долевого участия (ДДУ).
При этом потенциальный покупатель должен понимать, что в данном случае сделка заключается между физическими лицами, и, соответственно, он не может претендовать на оформление  льготной ипотеки».

Договор уступки прав требования проходит обязательную регистрацию в Росреестре, равно как и договор долевого участия в строительстве. Кроме договора уступки (не менее двух экземпляров) необходимо представить также следующие документы:

- заявления от всех сторон сделки;

- удостоверенные нотариусом доверенности от всех сторон (в случае обращения через представителя);
- справка, подтверждающая полную или частичную уплату цены ДДУ цедентом (физическое или юридическое лицо, уступающее свои права третьему лицу) застройщику с указанием размеров и сроков внесения платежей, выданная застройщиком или банком, через который осуществлялась оплата.

Стоит обратить внимание на то, что для регистрации уступки прав требований по ДДУ не нужно согласия застройщика, но у него необходимо запросить документы, которые подтвердят полную оплату цены за квартиру по договору долевого участия в строительстве.

Срок регистрации договора уступки прав требования составляет семь рабочих дней, размер госпошлины — 350 руб.

Управление Росреестра по Тверской области стало инициатором двух совещаний с органами местного самоуправления Тверской области по вопросу, касающемуся реализации мероприятий «дорожной карты» по проекту «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями». Совещания проведены Управлением в два этапа, 27 и 30 октября, в режиме видеоконференцсвязи «TrueConf».

В мероприятиях приняли участие представители Управления Росреестра по Тверской области, Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области и сорока муниципальных образований региона.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ольга Новосёлова проинформировала участников совещаний о  целях, задачах и мероприятиях «дорожной карты», а также дала разъяснения по основным положениям методических рекомендаций, подготовленных центральным аппаратом Росреестра  для реализации мероприятий «дорожной карты» и направленных руководителем Росреестра Олегом Скуфинским Губернатору Тверской области Игорю Рудене.

Мероприятия, предусмотренные «дорожной картой», направлены на обеспечение полноты и качества данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Росреестру, органам исполнительной власти и местного самоуправления предстоит совместная масштабная работа по выявлению правообладателей объектов недвижимости и объектов, не учтённых в ЕГРН, повышению качества данных ЕГРН в части уточнения недостающих характеристик и др. Чёткое следование органами местного самоуправления рекомендациям Росреестра поможет наполнить  ЕГРН максимально точными данными обо всех объектах недвижимости и их правообладателях.

«От полноты и качества сведений ЕГРН зависит, в том числе, справедливое налогообложение. Кроме того, наличие этих сведений в ЕГРН даст возможность их получения посредством использования публичных ресурсов (например, публичной кадастровой карты), обеспечит защиту прав собственников при совершении сделок, а также реализацию инвестиционных и инфраструктурных проектов, что, в свою очередь, скажется на улучшении инвестиционного климата региона в целом», - отметила Ольга Новосёлова.

Для справки:

Росреестр реализует комплексный план по наполнению Единого государственного реестра недвижимости полными и точными сведениями, координируя реализацию мероприятий, в том числе на федеральном уровне. Ведомство утвердило «дорожные карты» с 81 субъектом Российской Федерации. В их число вошла и Тверская область, на территории которой соответствующая «дорожная карта» утверждена 18 сентября 2020 года руководителем Управления Росреестра по Тверской области Николаем Фроловым и заместителем Председателя Правительства Тверской области - Министром имущественных и земельных отношений Тверской области Игорем Жарковым.

27 октября 2020 года –  В Управление Росреестра по Тверской области обратилась Светлана Г. с вопросом, связанным с возвратом в собственность земельного участка, от права на который она отказалась 15 лет назад. «В 2005 году я отказалась от собственности на земельный участок,- пишет заявительница. - В ноябре 2005 года (по истечении менее одного года) участок перешел в собственность муниципального образования и остается в собственности по настоящее время. Имею ли я право принять объект вновь во владение, пользование, распоряжение?»

Управление Росреестра по Тверской области информирует граждан, что обратной силы решение отказаться от права собственности на земельный участок не имеет. При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок Управлением одновременно осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будет отнесён этот земельный участок. При этом государственная регистрация прав осуществляется без заявления представителя публичных собственников (субъекта или муниципального образования).

В дальнейшем орган местного самоуправления уже решает, как ему распорядиться данным земельным участком. Так, на основании ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего ЗК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются на основании:

  • решения органа государственной власти и органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
  • договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
  • договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
  • договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Таким образом, приобрести права на земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, Вы можете в соответствии с вышеуказанными положениями ЗК РФ.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «В Управление регулярно поступают обращения граждан по вопросу отказа от права собственности на земельный участок. По ряду объективных и субъективных причин заявители не могут или не желают пользоваться имеющейся в их собственности землёй. Граждане интересуются, куда необходимо подавать соответствующее заявление и необходимые документы и каким образом в налоговой службе появится информация о том, что они больше не владеют земельным участком».

Возможность отказаться от права на земельный участок  установлена ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Процедура отказа от права собственности на земельный участок довольно проста: собственнику земельного участка достаточно подать заявление об отказе от права собственности на земельный участок. Такое заявление может быть представлено в орган регистрации прав через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, почтовым отправлением или в электронном виде с использованием сети «Интернет» путём заполнения специальной формы.

К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок. При этом, если право собственности на земельный участок ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, то правоустанавливающих документов предоставлять не требуется.  Хотелось бы обратить особое внимание на то, что нельзя отказаться от права собственности на земельный участок, оставаясь собственником строений на таком участке.

В рамках межведомственного взаимодействия информация о переходе права собственности на земельный участок направляется в Управление Федеральной налоговой службы России по Тверской области в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

 Большая пресс-конференция, посвященная вопросам государственного земельного надзора, прошла в Твери 22 октября.

Управление Росреестра по Тверской области и «Аргументы и Факты в Твери» провели большую пресс-конференцию, посвященную вопросам государственного земельного надзора. Об основных нарушениях в землепользовании и о том, как их избежать, рассказали заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Андрей Тяпкин, председатель Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа Ирина Лебедева и заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Тверской области Елена Ахола.

Самозахват не пройдет

«Основные направления надзорных мероприятий Росреестра – это соблюдение требований об использовании земельного участка по целевому назначению, наличие прав на использование земельного участка, а также использование земельного участка в установленных границах», – сказал заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Андрей Тяпкин.

По его словам, самое распространенное нарушение земельного законодательства в Тверской области – это самозахват земель. Только за 9 месяцев текущего года в регионе выявлено 696 таких нарушений. При этом за самозахват земельного участка предусмотрен штраф не менее 5 тысяч рублей для граждан и не менее 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Еще один распространенный вид нарушений – использование земельного участка не по целевому назначению. Например, в деревне Палкино под Тверью незаконно организовали выращивание и продажу цветов. Нередки случаи создания автосервисов в частном секторе или складирования металлолома, строительство гостиниц и хостелов на участках под индивидуальную застройку.

«Всего за 9 месяцев этого года нами проведена 1641 проверка земельного законодательства – 635 плановых и 1006 внеплановых. Более чем в 80% случаев выявлены нарушения, в 71,5% они устранены», – такие данные привел Андрей Тяпкин.

Включить землю в оборот

Многие вопросы применения земельного законодательства решаются на уровне муниципалитетов. «Основными целями муниципального земельного контроля являются рациональное использование земельных ресурсов, вовлечение земель в гражданский и хозяйственный оборот, а также увеличение доходов муниципального бюджета, – пояснила председатель Комитета по управлению имуществом Администрации Кашинского городского округа Ирина Лебедева. – При оформлении прав на самовольно занятый участок бюджет муниципалитета получает доходы от продажи земли, земельного налога, либо аренды. При изменении целевого назначения участка, например с «индивидуального жилищного строительства» на «объект торговли», увеличивается его кадастровая стоимость и, как следствие, земельный налог».  

Управлением Росреестра по Тверской области заключено 84 соглашения о взаимодействии с органами местного самоуправления региона. В рамках данных соглашений тверской Росреестр оказывает содействие органам муниципального земельного контроля путем консультирования по вопросам организации и проведения проверок, предоставления необходимых сведений.

Не видно границ

Остается открытым вопрос и с определением границ земельных участков. В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о более 1 млн земельных участков, расположенных в Тверской области. Почти половина из них – более 467 тысяч – не имеет точного описания границ. Процедура это добровольная. Вместе с тем, провести ее желательно хотя бы по причине того, что наличие четких границ избавит собственника от земельных споров с соседями.

«Если местоположение границ земельного участка не установлено, можно провести процедуру их уточнения. Для этого собственнику необходимо обратиться к кадастровому инженеру за подготовкой межевого плана, – прокомментировала ситуацию заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Тверской области Елена Ахола. – Границы нужно обязательно согласовать с собственниками смежных земельных участков. Подготовленный кадастровым инженером межевой план владельцу участка необходимо представить в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений через личный кабинет на сайте Росреестра, либо через МФЦ независимо от места нахождения объекта недвижимости».

Также был поднят вопрос постановки на кадастровый учет братских захоронений. Всего их в области 795. Но сведения о многих из них в реестре недвижимости отсутствуют. В этом году во время проведения акции «Наследие Победы» при поддержке кадастрового сообщества региона тверским Росреестром на кадастровый учет поставлено 34 памятника и воинских захоронения, которые расположены в Осташковском городском округе, Бежецком, Бельском, Краснохолмском, Калининском, Торжокском, Фировском, Кесовогорском, Оленинском, Старицком и Весьегонском районах. До конца года планируется поставить на учет еще 14 воинских захоронений.

Найти решение

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Тверской области Александр Милушкин подчеркнул, что многие вопросы земельного законодательства можно урегулировать, если обратиться в уполномоченные органы. Например, можно получить разрешение на обустройство палисадника, выходящего за границы участка. «Размещение таких ограждений перед фасадом дома допустимо, но только при наличии согласования с органами местного самоуправления, куда должен обратиться владелец земельного участка, чтобы получить соответствующее разрешение. При этом правообладателям следует учитывать, что ни разрешение на благоустройство, ни разрешение на установку ограждения типа «палисадник» не предусматривают возможность размещения на благоустраиваемой территории каких-либо строений или сооружений. Сам забор также не должен быть капитальным», – отметил Милушкин.

Директор ассоциации «Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров» Ольга Фёдорова разъяснила, как найти для межевания участка кадастрового инженера. Внимание стоит обратить на то, проходит ли инженер раз в три года повышение квалификации и есть ли у него взыскания за предыдущие работы. Все эти сведения представлены на официальном сайте саморегулируемой организации.

 

21 октября 2020 года Росреестр завершил масштабную работу по переходу всех субъектов России на федеральную государственную информационную систему Единый государственный реестр недвижимости (ФГИС ЕГРН), сообщил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.

«По поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина работа по завершению перехода на единую централизованную систему была выполнена в максимально короткие сроки. Во взаимодействии с регионами с апреля текущего года к ФГИС ЕГРН были подключены крупнейшие по количеству сделок и объему данных субъекты РФ: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край, Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Свердловская область, Республика Крым, Севастополь и другие»,  сообщил руководитель Росреестра.

В конце 2020 – начале 2021 года также будет завершен реинжиниринг официального сайта. Переход на новую систему позволит увеличить долю электронных сервисов ведомства, повысить удовлетворенность граждан. Это позволит обеспечить качественно новый уровень оказания услуг Росреестра.

Единый государственный реестр недвижимости включает в себя сведения, ранее содержавшиеся в Государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав. Управление Росреестра по Тверской области перешло на ФГИС ЕГРН еще в декабре 2017 года и уже около трёх лет успешно работает в данной информационной системе.

14 октября Управление Росреестра по Тверской области в формате видеосвязи провело мероприятие «День Росреестра» в Жарковском районе. Помимо руководства Управления и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тверской области, в мероприятии приняли участие заместитель Министр имущественных и земельных отношений Тверской области Артём Макшанцев, Глава  Жарковского района Андрей Белявский, а также председатели комитетов по управлению имуществом Нелидовского, Торопецкого, Западнодвинского и Бельского районов.

Одним из главных вопросов, обсуждаемых в ходе «Дня Росреестра», стал вопрос, касающийся реализации мероприятий «дорожной карты» по проекту «Наполнение Единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями».

Росреестр реализует комплексный план по наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) полными и точными сведениями, в связи с чем ведомство утвердило «дорожные карты» с 74 субъектами Российской Федерации. В их число вошла и Тверская область, на территории которой соответствующая «дорожная карта» утверждена 18 сентября 2020 года руководителем Управления Росреестра по Тверской области Николаем Фроловым и заместителем Председателя Правительства Тверской области - Министром имущественных и земельных отношений Тверской области Игорем Жарковым.

Мероприятия, предусмотренные «дорожной картой», направлены на обеспечение полноты и качества данных, содержащихся в ЕГРН. В частности сюда включены мероприятия по внесению в ЕГРН недостающих сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, отсутствующих сведений о правообладателях недвижимого имущества, организации комплексных кадастровых работ, установлению связей объектов капитального строительства с земельными участками, на которых они расположены, внесению в ЕГРН отсутствующих сведений об объектах культурного наследия и особо охраняемых природных территориях, а также сведений о границах между Тверской областью и соседними с ней регионами, муниципальных образований, населённых пунктов, территориальных зон и пр.


Наличие этих сведений в ЕГРН даст возможность их получения посредством использования публичных ресурсов (например, публичной кадастровой карты), обеспечит защиту прав собственников при совершении сделок, реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов.


Росреестр координирует реализацию мероприятий, в том числе на федеральном уровне. Как отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ольга Новосёлова, центральным аппаратом Росреестра по ряду вопросов разработан алгоритм действий для органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления. Методические рекомендации для реализации указанных мероприятий направлены центральным аппаратом Росреестра в адрес Губернатора Тверской области. «Управлению совместно с органами исполнительной власти региона и органами местного самоуправления предстоит большая работа. Её результатом станет повышение качества и полноты сведений Единого государственного реестра недвижимости, что в свою очередь положительно скажется на наполняемости бюджета Тверской области, а также улучшении инвестиционного климата региона», - подчеркнула Ольга Новосёлова.

Управление Росреестра по Тверской области информирует о вступлении в силу 5 июня 2020 года Федерального закона от 25.05.2020 № 162-ФЗ, который внёс изменения в Федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон о садоводстве) и статью 42 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".

Так, законом № 162-ФЗ внесены изменения в статью 17 Закона о садоводстве, согласно которым к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества отнесено принятие решения об обращении с заявлением о государственной регистрации прав и (или) о государственной кадастровом учёте объектов недвижимости, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и являющихся имуществом общего пользования, а также об избрании представителя указанных лиц на подачу данных заявлений.

Иными словами, теперь члены садоводческих и огороднических товариществ на общем собрании могут выбрать конкретного представителя товарищества, кому они хотят доверить право распоряжаться общим имуществом, и наделить его полномочиями по обращению в Росреестр для подачи заявления для проведения кадастрового учёта и регистрации прав на недвижимость. Документом, подтверждающим наличие у представителя общего собрания соответствующих полномочий, является решение общего собрания членов садоводческого или огороднического товарищества. Оформление доверенности на членов СНТ при регистрации имущества общего пользования не требуется.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Тверской области Ирина Миронова: «Во многих СНТ Тверской области права на имущество общего пользования не оформлены. Принятые изменения – справедливо установленная законодателем норма, призванная решить проблемы садовых товариществ при попытках регистрации земель общего пользования в уполномоченных органах. Ранее при регистрации общей долевой собственности на земли общего пользования Управлением запрашивались документы и подписи всех без исключения членов товарищества. Новый порядок упростит оформление прав и сократит материальные издержки садоводов и огородников Верхневолжья».