Для владельца кафе, ресторанов, баров, столовых, закусочных и других мест общественного питания одним из первых показателей успеха заведения является высокая посещаемость. Конечно, у Вас должна быть превосходная, качественная кухня. Персонал… он должен быть культурным и опрятным. Интерьер - не маловажен. Клиенту должно быть комфортно!
Правоотношения потребитель-исполнитель услуг общественного питания регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036 .
Одним из ключевых моментов деятельности заведений общественного питания является предоставление посетителям подробной и максимально полной информации о заведении и об оказываемых им услугах. Данная информация обязательно должна содержать:
- фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске. Индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителям информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность исполнителя подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, то он обязан представить информацию о номере, сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.
- Исполнитель обязан в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация должна содержать:
1)перечень услуг и условия их оказания;
2)цены в рублях и условия оплаты услуг;
3)фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
4)сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
5)сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
6)обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;
Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.
В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем и цена алкогольной продукции в потребительской таре, если исполнитель предлагает и реализует алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование алкогольной продукции, объем и цена за порцию, не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя).
Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания.
Информация об исполнителе и оказываемых им услугах доводится до сведения потребителей в месте предоставления услуг на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Потребитель вправе получить дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной
Среди требований, которые предъявляются к предприятиям общественного питания, относятся:
- равноправие в стоимости (кроме льготных случаев), условиях и качестве обслуживания – заведение обязано предоставлять свои услуги всем, кто пожелает ими воспользоваться;
-заказ, оформленный по предварительной договоренности, должен иметь документальное подтверждение (содержит сведения о заведении, клиенте, а также об услуге, ее стоимости и дате заказа);
- заказывая ту или иную услугу, потребитель должен получить ее в оговоренный срок;
-качество продукции и предоставляемых услуг должно соответствовать принятым в государстве стандартам;
-оплата может проводиться как наличным, так и безналичным расчетом;
-после получения денежных средств заведение обязано выдать клиенту кассовый чек или любой другой документ, подтверждающий факт совершения оплаты;
-предприятие не может оказывать дополнительные услуги без ведома и согласия клиента. В противном случае потребитель вправе либо отказаться от их оплаты, либо потребовать возврата внесенных средств.
От качества предоставленных услуг общественного питания зависит, в том числе, здоровье человека.
В своей деятельности владельцы предприятий общественного питания обязаны помнить о том, что санитарным проверкам могут подвергаться не только пищевые продукты, но и условия, в которых происходит их производство, а также сотрудники, работающие в данной отрасли. Последние обязаны своевременно проходить комплексное медицинское обследование, делать прививки от определенных заболеваний, а также регулярно проходить санитарно-гигиеническое обучение и аттестацию на знание санитарного законодательства.
Знание, а главное- соблюдение всех этих правил, поможет владельцам точек общественного питания избежать конфликтов с посетителями.
Консультационный пункт
по защите прав потребителей
филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Тверской области» в Бежецком районе